На форуме время от времени возникают темы в духе "не понимаю, почему это определение именно такое" или "могу проследить доказательство по шагам, но не понимаю, что происходит". Мне бы хотелось поговорить о подобных затруднениях, потому что я хорошо с ними знаком по своему опыту.
В свое время я закончил глубоко провинциальный вуз по специальности, на которой математика вроде бы нужна, а вроде бы и не очень. Мне прочитали там "общий курс высшей математики" - очень краткий, беглый и скомканный. Например, линейная алгебра там была в объеме матриц, определителей и СЛАУ, без линейных пространств, не говоря об операторах. Теорвер - в объеме "задач на игральные кости" с конечным числом элементарных исходов, без случайных величин. Ну и так далее.
Прошли годы, я решил, что хочу знать математику лучше, и засел за учебники. И тут же столкнулся с первой из упомянутых проблем - непониманием мотивировки определений. Почему при определении предела используется проколотая окрестность, а не полная? (Ответ: чтобы предел не менялся при переопределении функции в одной точке). Почему при определении производной в точке
мы оперируем промежутком
, а не
, ведь в школе нам говорили, что мгновенная скорость - это предел средней? (Ответ:
вот поэтому). Почему правило перемножение матриц такое замысловатое? В чем смысл определителя, монструозное комбинаторное определение которого выглядит взятым с потолка? И еще очень много подобных вопросов: почему... почему... почему...
Со второй проблемой - "могу проследить доказательство по шагам, но не понимаю, что происходит" - я тоже сталкивался. Я бы описал ее так. Представим себе человека, который никогда не играл в шахматы. Ему дали список правил и поручили следить за партией. Он сможет констатировать, что – да, каждый ход сделан по правилам, и – да, это мат. Он видит, что поставлен мат, но не понимает, почему он поставлен. «Потому что король ходит так, а ферзь этак» – не ответ. Правила, регулирующие возможные и невозможные ходы – это еще не шахматы. Игрок проиграл, потому что не развивал фигур / упустил центр / не берег пешек и так далее. В шахматах есть свои законы, свои причинно-следственные связи. А наш наивный наблюдатель не знает их, не понимает, как здесь все устроено. Вот такое ощущение у меня и возникало от некоторых доказательств. Я считал, что мерило понимания - это ощущение "Ага, ну конечно, как же иначе-то!". А если этого ощущения не возникло - значит, я чего-то недопонял.
Почему возникают такие трудности? Я вижу следующие причины:
1. Издержки самообразования. Большинство учебников рассчитано на использование
вместе с аудиторными занятиями, а не
вместо них. Поэтому авторы не уделяют внимания неформальным объяснениям, которые должен сделать лектор.
2. Некоторые определения действительно трудно мотивировать иначе, чем "вот так работает, а по-другому - нет". Например, определение арифметических операций над комплексными числами.
3. Возможно, в сложившейся культуре преподавания математики (и в учебниках, и в аудиториях) мотивировкам действительно уделяется меньше внимания, чем стоило бы. Точно я об этом судить не могу, т.к. никогда не учился на факультетах, где много и всерьез изучают математику.
4. Дело еще и в складе мышления учащегося. Рассел писал: "Я жаждал определенности, как иные жаждут религиозной веры." Вот у меня тоже что-то такое, тяга все время задавать вопрос "почему". Начав с матана, в поисках основ и мотивировок я основательно погрузился в общую топологию, кое-что узнал про теорию меры и т.д. Некоторые особо философские личности всю жизнь медитируют на формулу
. Я очень стараюсь им не уподобляться, но с основаниями математики все-таки чуть-чуть ознакомился.
Какие лекарства от ощущения непонимания я нашел?
0. Посмотреть ту же тему в других учебниках. Самый важный и естественный пункт.
1. Если понятие абстрактное, то посмотреть конкретные примеры, желательно - разнообразные. Понятно, что для многих структур, от топологического пространства до евклидова пространства, самым естественным примером будет
, но нужны и другие примеры. Полезны минимальные примеры вроде дискретных пространств. Если понятие допускает геометрическую интерпретацию, то нужно ее выяснить. С определителем гораздо легче смириться, когда знаешь про объем параллелепипеда.
2. Полистать контрпримеры к разным утверждениям (тут настоящей находкой оказалась книга Гелбаума и Олмстеда "Контрпримеры в анализе") и порешать задачи, особенно - на доказательство. Глядишь, что в голове и прояснится.
3. Вопрос "почему" непродуктивен. Нужно искать ответы на математически корректные вопросы. Например, изменить определение по своему вкусу и проверить, какие свойства при этом теряются. Например, определение подпространства в топологии долго казалось мне неестественным. Если
- открытые множества в
и
, то почему в
должны быть открыты множества
? Почему не оставить открытыми только
? Я попробовал так сделать, и выяснилось, что при этом практически все наследственные свойства перестают быть наследственными.
4. В конце концов, можно прямо спросить у специалистов о мотивировке определения. Глядишь, они и
подскажут.
5. Если ничего не помогло, скорее всего, вопрос "почему" либо преждевременный, либо бессодержательный. В таком случае вопрос "почему" нужно отложить и продолжить изучение предмета. Мерило понимания - это умение решать задачи, а "ага-переживание" - приятное, но не обязательное дополнение. Оно может прийти потом, много позже, чем был задан вопрос "почему". И, возможно, через изучение смежных или более глубоких дисциплин. Например, мне многое стало понятнее про дифференцирование функций нескольких переменных, когда я изучил азы линейной алгебры.
6. Если чувство понимания не придет, то и черт с ним. В конце концов, математика - штука для человека новая в эволюционном масштабе времени, и никто не сказал, что все математические понятия должны быть для нашего разума так же легки и естественны, как "если уронить банан, он упадет". И уж точно лучше знать без "ага-переживания", чем годами медитировать над школьным выводом тригонометрических тождеств, пытаясь уловить в них скрытую истину.
А как у вас? Сталкивались ли вы с проблемами "не понимаю, почему это определение именно такое" или "могу проследить доказательство по шагам, но не понимаю, что происходит"? Если да, то на каком материале? Как их решили?