2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Мяч для гольфа
Сообщение08.01.2025, 13:05 
Аватара пользователя


13/02/24
14
Мячи для гольфа, как известно, покрыты вмятинами. Допустим радиус мяча $R=1.5~\text{см}$, а радиус вмятины $r= 0.15~\text{см}$. Задача состоит в оценки сверху максимального количества вмятин, которые могут располагаться на мяче. Причем намекается, что их должно быть $<100$.

Самая грубая оценка --- отношение площади поверхности сферы к площади вмятины, дает $n<400$. Это видимо слишком грубо.
Еще вариант --- разбить сферу на полоски толщины $2r$. В этом случае у меня получилось разместить $n=233$ (еще на полюсах место осталось) вмятины. То есть этот намек на $n<100$ может быть неправильный просто, но может и я как-то неправильно со сферической поверхностью работаю.

Остальные варианты какие-то слишком муторные, например, с привлечением сферической тригонометрии.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение08.01.2025, 13:51 
Заслуженный участник


07/08/23
1284
Из строгих рассуждений только оценка через площади и есть. Дальше уже задача об упаковке шаров в сферической геометрии, там нет каких-то простых общих результатов, в основном перебор с компьютерными вычислениями.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение08.01.2025, 13:52 


17/10/16
5089
Ayanokoji
Можно посмотреть какие-нибудь регулярные разбиения сферы.

Скажем, у пентагонального гексеконтаэдра 60 одинаковых граней, причем отношение радиуса вписанного (по ребрам) в многогранник шара к радиусу вписанной в его грань окружности равно примерно $3,59/0,83=4,3$. Т.е. для отношения радиусов 4,3 хорошей оценкой было бы 60.

Можно вписать в каждую грань по два круга радиусом как минимум вдвое меньшим и получить оценку 120 для отношения 8,6. Для отношения 10 оценка должна быть еще больше. Т.е. $<100$ выглядит неверным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение08.01.2025, 14:54 
Аватара пользователя


13/02/24
14
sergey zhukov
Хорошая идея, спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 12:49 


17/10/16
5089
Ayanokoji
Компьютер размещает на поверхности шара максимум примерно 260 кругов, если отношение радиуса шара к радиусу круга равно 10.

Оценка сверху через площади слишком грубая. Лучше взять в качестве верхней оценки плотнейшую упаковку кругов на плоскости. Ясно, что на сфере и до этого не дойдет.

Кстати, вот еще вопрос: что нужно размещать на поверхности без самопересечений: плоские круги или шарообразные лунки?

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 15:09 
Аватара пользователя


13/02/24
14
sergey zhukov в сообщении #1669188 писал(а):
Компьютер размещает на поверхности шара максимум примерно 260 кругов, если отношение радиуса шара к радиусу круга равно 10.

Интересно, Вы сами программу написали или есть готовые?

sergey zhukov в сообщении #1669188 писал(а):
Кстати, вот еще вопрос: что нужно размещать на поверхности без самопересечений: плоские круги или шарообразные лунки?

Хм, вообще говоря лунки, но я подумал это эквивалентно кругам. А теперь кажется как-будто нет, тяжело представить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 19:00 
Аватара пользователя


13/02/24
14
Ayanokoji в сообщении #1669202 писал(а):
я подумал это эквивалентно кругам.

Не эквивалентно. Могут внутри пересечься. Это видимо снизит максимум, может так и <100 получится, попробую.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 19:08 
Аватара пользователя


11/12/16
14414
уездный город Н
Ayanokoji в сообщении #1669232 писал(а):
Могут внутри пересечься. Это видимо снизит максимум, может так и <100 получится, попробую.


Ayanokoji в сообщении #1669076 писал(а):
Допустим радиус мяча $R=1.5~\text{см}$, а радиус вмятины $r= 0.15~\text{см}$.

У Вас в задаче параметра не хватает.

Как делается "вмятина": берем шар, радиуса $r_0$ и вдавливаем его на некоторую глубины в исходный шар, пока граница пересечения (а это окружность) не будет иметь радиус $r_1$.
И что у Вас в условии понимается под "радиусом вмятины $r$"?

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 19:25 


17/10/16
5089
Ayanokoji
Ну, я тот еще программист. В екселе написал небольшой расчет. Вот как он работает:
Изображение
Это вид сферы единичного радиуса "сверху" и "снизу". Помещаем на сферу как-нибудь 280 точек (в данном случае я их все поместил рядом с "верхним" полюсом) и заставляем алгоритм отталкивать их друг от друга (алгоритм минимизирует сумму вида $\sum\limits_{i=1}^{alldistance}\frac{1}{S_i^2}$, т.е. сумму обратных квадратов расстояний (в трехмерном пространстве) между всеми парами точек). Следим за минимальным расстоянием (деленным на два) между любыми двумя точками (оно постоянно выводится сверху). Когда процесс сходится, это и будет максимальный радиус окружности, которую можно описать вокруг каждой точки (как вокруг центра) без пересечения окружностей. Как видим, это примерно 0,1 (дальше практически не увеличивается). Считаем, что этот алгоритм дает оптимальное решение.


Только выше я ошибся. Не 260 а 280 кругов можно разместить.

Чтобы заниматься задачей с лунками, нужно решить, на какую глубину мы хотим их вдавить, как тут выше EUgeneUS заметил правильно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 19:36 
Аватара пользователя


13/02/24
14
EUgeneUS
Я себе вмятины представлял как полусферы радиуса $r$, которые "крепятся" на внутреннюю поверхность сферы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 19:43 
Аватара пользователя


11/12/16
14414
уездный город Н
Ayanokoji в сообщении #1669238 писал(а):
Я себе вмятины представлял как полусферы радиуса $r$, которые "крепятся" на внутреннюю поверхность сферы.


Полусферы, размещенные внутрь на сфере, обязательно пересекутся. (Кстати, на мяче для гольфа вроде бы не полусферы).
Но! Это всё сводится к задаче о размещении на сфере касающихся окружностей. Но на сфере меньшего радиуса.
Для этого достаточно рассмотреть плоскость сечения $O_0 O_1 O_2$, где
$O_0$ - центр шарика для гольфа.
$O_1, O_2$ - центры полусфер, у которых расстояние между центрами минимальное среди всех пар полусфер.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 19:51 
Аватара пользователя


13/02/24
14
sergey zhukov
Спасибо! А как Вы задавали условие, чтобы все точки оставались на сфере? А если я касательный круг в каждой точки спроектирую на сферу, то это улучшит или ухудшит результат?

-- 09.01.2025, 19:54 --

EUgeneUS в сообщении #1669240 писал(а):
Полусферы, размещенные внутрь на сфере, обязательно пересекутся.

Почему же обязательно? Я легко себе представляю случаи, когда они достаточно маленькие и их достаточно мало, чтобы не пересеклись. Про плоскость сечения, простите, не понял.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 19:59 


17/10/16
5089
Ayanokoji
Задача с лунками сводится к задаче с плоскими кругами.

Можно представлять себе еще такую задачу: на поверхности большого шара радиуса $R$ нужно разместить как можно больше шаров малого радиуса $r$ (ну понятно, чтобы малые шары касались поверхности большого):
Изображение
Понятно, что все точки касания малых шаров друг с другом (если такие есть) будут лежать на некоторой поверхности сферы (черная), на которой и решается задача с плоскими кругами. Эта "сфера касания" будет проходить несколько ниже сферы, по которой вы предлагаете делать лунки (красная). Поэтому нужно просто определить радиус сферы касания и радиус сечения этой сферой малого шара, и решать с этим данными задачу про плоские круги. EUgeneUS уже выше это сказал.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 20:00 
Аватара пользователя


11/12/16
14414
уездный город Н
Ayanokoji в сообщении #1669241 писал(а):
Почему же обязательно?

Имелось в виду - полусферы, у которых соприкасаются границы. Сорри, сразу это не отметил.

 Профиль  
                  
 
 Re: Мяч для гольфа
Сообщение09.01.2025, 20:25 


17/10/16
5089
Ayanokoji
Координаты точек сферические. Просто установлен постоянный радиус для всех точек, им некуда деваться. Они только по сфере могут бегать в любом случае.

Этот расчет вычисляет расстояние между парами точек (черные) в трехмерном пространстве и берет его половину в качестве радиуса ($B$):
Изображение
Истинный радиус круга равен $A$ (красные линии - два касающихся круга на сфере, вид "с ребра"), причем так получается, что $A$ всегда равно $B$. Можно еще брать в качестве радиуса расстояние вдоль сферической поверхности (синее), но я не стал так делать.

Не очень понятно, что значит "касательный круг в каждой точке спроектирую на сферу". В расчете нет касательных кругов.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 17 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group