2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение24.04.2024, 22:04 


02/03/24
71
Доброго времени суток! Во время подготовки к ЕГЭ столкнулся с уравнением, в котором появился вопрос по поводу правильного ответа: $$$$(1-\tg^2 x) (\sqrt {8 \sin x}) = 0$$
Так как в данном случае рассматриваются числа из множества действительных чисел $\mathbb R$, вводим ограничения, из-за которых синус может принимать только неотрицательные значения.
Решением первого множителя служат корни: $$$$x = \frac \pi 4 + \frac {\pi n}{2}~~, n \in \mathbb Z ~~~~~~(1)$$
Из-за введеных ранее ограничений для синуса, нижние четверти не рассматриваются, то есть решением уравнения становятся корни: $$$$x = \frac \pi 4 + \frac {\pi m}{2} + 2 \pi k~~, m,k \in \mathbb Z ; m \in \{0, 1\} ~~~~~~(2)$$
В ответ пойдут эти корни и корни, полученные из второго множителя. Но не будет ли в данном случае равносилен переход (пример для корня x = $-\frac \pi 4$):
$$$$0 \cdot {\sqrt{ 8 \sin{(-\frac \pi 4)}}} = \sqrt 0 \cdot {\sqrt{ 8 \sin{(-\frac \pi 4)}}} = {\sqrt {0 \cdot { 8 \sin{(-\frac \pi 4)}}}} = \sqrt0 = 0 ~~~~~~(3)$$
То есть без извлечения корня из отрицательного числа.

Является ли преобразование (3) верным? Если да, то получается ли так, что счет и дальше ведется в множестве $\mathbb R$ (если так можно выразиться)? Означает ли это, что решение (1) будет является верным и ограничение на него накладывать не надо? Если (3) верно и счет ведется в множестве $\mathbb R$, какая из серий (1) или (2) пойдет в ответ в ЕГЭ и как правильно обосновать ответ?

 Профиль  
                  
 
 Re: Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение24.04.2024, 22:17 
Аватара пользователя


11/12/16
14044
уездный город Н
ИМХО, в рамках ЕГЭ правильный ход такой:

1. Определить ОДЗ.
2. Искать корни в ОДЗ.

Тогда (3) некорректно.

В (3) делается такое: если умножить некое комплексное число на ноль, то получим ноль. Но у нас "нет" комплексных чисел.

А если чего-то расширять. То не ясно как: нужно ли рассматривать выражение слева как комлекснозначную функцию комплексного переменного? А может лучше как комлекснозначную функцию действительного переменного?
И набор корней может оказаться сильно разным....

Но специалисты в ЕГЭ, видимо, смогут более точно ответить.

-- 24.04.2024, 22:25 --

LILILILILI в сообщении #1637251 писал(а):
какая из серий (1) или (2) пойдет в ответ в ЕГЭ

Кстати, ни одна из этих двух. В ответе нужно ещё добавить корни $\sin x = 0$ :wink:

 Профиль  
                  
 
 Re: Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение24.04.2024, 22:46 


02/03/24
71
EUgeneUS в сообщении #1637253 писал(а):
В (3) делается такое: если умножить некое комплексное число на ноль, то получим ноль. Но у нас "нет" комплексных чисел.

Объясните пожалуйста, почему это будет считаться умножением на комплексное число, если мы не вычисляем корень из отрицательно числа, а просто загоняем ноль под корень и после перемножения чисел под корнем получаем ноль?
EUgeneUS в сообщении #1637253 писал(а):
Кстати, ни одна из этих двух. В ответе нужно ещё добавить корни $\sin x = 0$ :wink:

Я понимаю, в данном случае рассматривал именно вопрос, связанный с ответами для тангенса и ограничениями

 Профиль  
                  
 
 Re: Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение24.04.2024, 22:56 


05/09/16
12130
LILILILILI в сообщении #1637255 писал(а):
Объясните пожалуйста, почему это будет считаться умножением на комплексное число, если мы не вычисляем корень из отрицательно числа, а просто загоняем ноль под корень и после перемножения чисел под корнем получаем ноль?

Левая часть уравнения не определена для отрицательных синусов.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение24.04.2024, 22:58 
Заслуженный участник


23/05/19
1217
Вот это
LILILILILI в сообщении #1637255 писал(а):
загоняем ноль под корень
следует из свойств степени. Но, поскольку эти свойства для степени 1/2 были определены только для неотрицательных оснований - то использовать их для отрицательного синуса - неправомерно (до введения комплексных чисел).

 Профиль  
                  
 
 Re: Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение24.04.2024, 23:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4858
LILILILILI в сообщении #1637255 писал(а):
а просто загоняем ноль под корень
Не всегда можно "загонять что-то под корень". Равенство $\sqrt{x}\sqrt{y}=\sqrt{xy}$ справедливо только в случае, когда $x$ и $y$ оба неотрицательны. Потому что в противном случае левая часть равенства не определена и не может быть равна ничему, в т.ч. правой части.

Несуществующее число нельзя ни на что умножать, даже на $0$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение24.04.2024, 23:11 


02/03/24
71
Правильно ли я понимаю, что само выражение $$\sqrt {-n}~~, n \in \mathbb N$$
Вообще не имеет смысла, является неверным и т.п., когда мы рассматриваем множество $\mathbb R$, и действия с неотрицательными рациональными числами, которые возводятся в дробную степень, не могут быть выполнены для отрицательных чисел, которые возводятся в такую же дробную степень; а для того, чтобы была возможность работать с отрицательными основаниями, нужно вводить комплексные числа и пользоваться свойствами именно комплексных чисел?

 Профиль  
                  
 
 Re: Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение24.04.2024, 23:23 


05/09/16
12130
LILILILILI в сообщении #1637260 писал(а):
неотрицательными рациональными числами, которые возводятся в дробную степень, не могут быть выполнены для отрицательных чисел,

Ну вроде с кубическими (и вообще натуральными нечётными) корнями всё неплохо - можно извлекать.
То есть в ЕГЭ уравнение $(1-\tg^2 x) (\sqrt[3] {8 \sin x}) = 0$ наверное имело бы решения и для отрицательных синусов.
А квадратные корни - нет, для отрицательных подкоренных выражений не определены.

Ещё хочу обратить ваше внимание что корень и дробная степень это не одно и тоже, т.е. записи $x^{1/3}$ и $\sqrt[3]{x}$ вообще говоря не эквивалентны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение24.04.2024, 23:28 


02/03/24
71
Благодарю за ответы, теперь понимаю данный момент!

 Профиль  
                  
 
 Re: Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение27.04.2024, 16:35 
Аватара пользователя


05/06/08
478
wrest в сообщении #1637261 писал(а):
LILILILILI в сообщении #1637260 писал(а):
неотрицательными рациональными числами, которые возводятся в дробную степень, не могут быть выполнены для отрицательных чисел,

Ну вроде с кубическими (и вообще натуральными нечётными) корнями всё неплохо - можно извлекать.
То есть в ЕГЭ уравнение $(1-\tg^2 x) (\sqrt[3] {8 \sin x}) = 0$ наверное имело бы решения и для отрицательных синусов.
А квадратные корни - нет, для отрицательных подкоренных выражений не определены.

Ещё хочу обратить ваше внимание что корень и дробная степень это не одно и тоже, т.е. записи $x^{1/3}$ и $\sqrt[3]{x}$ вообще говоря не эквивалентны.

Методологически это ошибка. Так как у дробных степеней есть и комплексные значения. Поэтому принадлежность к реальным числам должна быть определена в условии задачи. Как часть ОДЗ. Иначе получается некий математический апокриф.

 Профиль  
                  
 
 Re: Тригонометрическое уравнение ЕГЭ
Сообщение27.04.2024, 17:14 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


26/01/14
4858
MGM в сообщении #1637443 писал(а):
Так как у дробных степеней есть и комплексные значения.
Степень в любых школьных задачах - это по умолчанию либо степень с целым показателем, либо вещественная степень неотрицательного числа с вещественным показателем. Даже если комплексные числа есть в школьной программе, их использование должно специально оговариваться.

По-хорошему, это актуально не только в школе, но и везде. Если я вижу выражение $8^{1/3}$, то я буду думать, что имеется в виду $2$, а не какое-то комплексное число или тем более набор из трёх комплексных чисел - если это специально не оговорено.

Вообще, комплексная степень - не такое уж важное понятие. Можно обойтись понятиями натуральной степени комплексного числа, (многозначного) корня натуральной степени из комплексного числа и комплексной экспоненты. А в дробные степени разрешить возводить только неотрицательные вещественные числа, с вещественным же результатом.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group