Конкретно мне нужно разобраться для двух струн (на двух клавишах) у фортепиано. В теории мне как бы понятен музыкальный смысл обертонов струны, вот тут норм показано:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Обертон
Но когда я стал слушать симпатические резонансы (для двух клавиш) на настоящем рояле, то как-то сия теория не сходится. Конкретный пример.
Тихо зажимаю (открываю) клавишу A0 (21-ая нота). Ее гармоники в нотах будут такие: 33, 40, 45, 49, 52, 55, 57, 59, 61, 62/63, 64 (пока не учитываем детьюн на некоторых из них).
Далее ударяю и резко отпускаю (глушу) клавишу C#3 (49-ая нота). Ее гармоники: 61, 68, 73, 77, 80, 83, 85, 87, 89, 90/91, 92. Плюс конечно сам основной тон – 49.
Для наглядности привожу таблицу для двух клавиш с номерами гармоник, номерами нот и их частотами:
Далее...
Путем сравнения вижу, что на открытой А0 должны зазвучать (отметил их жирным для обоих струн): 5-ая гармоника (нота 49), 10-ая (нота 61) и еще 15-ая (68) и 20-ая (73), максимум. . Дальше энергия высших гармоник, вроде бы очень мала. И ими можно пренебречь. Но!
Вот что я слышу (вижу в iZotope RX), если подобное сыграть на настоящем рояле:
Вопросы:
1) Откуда-то появляется отчетливо звучащая нота 45 (A2, 110Hz), которая, по теории, вообще не должна раскачаться от удара 49 ноты. Нижнюю частоту, вроде же, не раскачать высокой. Откуда 45 нота? И если ее раскачал, допустим, удар через раму (чисто механически), то почему не запели другие нижние гармоники и основной тон с нотами 21, 33 и 40?
2) На спектре, как и полагается, гармоники с тоном 49 и 61 - сильные и яркие. Однако заметна еще куча гармоник, практически все, что есть после 49-ой. Я вижу 52, 55, 57, 59, 61 и т.д. чуть ли не до 25-ой гармоники. Вон аж на 700Hz какая-та светится (нота 77, F5) Откуда возбудились не имеющие пар 52, 55, 57, 59? И почему высшие гармоники, выше 10-ой, ну ладно, выше 15-ой, представлены очень явно и ярко? (Хотя, конечно, быстро затухают). Ведь амплитуда гармоник пропорциональная 1/N, где N – порядковый номер гармоники. Все высшие должны быть очень тихими и не такими явными на спектре. Даже в Вики пишут,что "Обычно начальные 10 обертонов прослушиваются по высоте и сливаются друг с другом в аккорды. Остальные прослушиваются плохо или не прослушиваются вообще"
Не могу понять вот этих моментов. У кого есть предположения, что я не учел? Где изъян в теории?
P.S. Если что, при проигрывания я заглушал дискантовые (открытые) струны, и у данной модели рояля нет дуплекс-шкалы. Иными словами резонансы от каких-то других незаглушенных струн на данном рояле исключаются.