На рисунке система отсчёта (СО)
связана с тележкой. Стрелка "ветер" показывает направление ветра относительно земли и направление движения тележки тоже относительно земли, по ветру. Парус движется по направляющим поперёк тележки вдоль оси
. Его тянет нить, которая перекинута через блок и наматывается на барабан, закрепленный на оси колёс. Парус здесь олицетворяет одну лопасть пропеллера, с приводом от колёс.
Пусть тележка едет со скоростью ветра. Как она разгоняется до этой скорости меня не интересует. Колёса крутятся, наматывают нить на барабан, и тем самым двигают парус поперёк тележки силой
. Но при этом возникает тормозная сила колёс
, нить ведь тянет парус.
приложена к оси колёс, т. е. к тележке. Воздух в СО тележки неподвижен в начальный момент. На парус от воздуха действует сила
, я эту силу нарисовал от фонаря, но очевидно, что она имеет две составляющие: продольную и поперечную.
-сила натяжния нити.
-сила от воздуха на парус.
-продольная составляющая силы F, приложена через направляющие к тележке.
-поперечная составляющая, приложена к нити.
-тормозная сила, приложена к тележке.
-результирующая сила от продольной
паруса и тормозной силы
.
-скорость паруса относительно тележки.
Вопрос только в том, можно ли подобать такое соотношени радиусов барабана и колёс
, а также размеры и угол паруса, чтобы продольная сила паруса на тележку превышала бы тормозную силу колёс. Если это возможно, то на тележку действует результирующая сила:
. Как рассчитать соотношение сил
и
я не знаю. Есть только предположение, что если угол атаки паруса меньше
градусов, то
, и уж тогда-то всё в порядке, поедет быстрее ветра.
Напомню, что моя тележка взаимодействует с внешним миром только через парус и через колёса, трения нет (кроме, разумеется, трения колёс о землю).
Если верно, что этот двигатель в реальности будет работать, разгоняя тележку быстрее ветра, то я бы сказал, что это такой дифференциальный двигатель, для его работы нужно лишь, чтобы две среды, с которыми взаимодействует тележка через парус и через колёса, чтобы эти две среды двигались бы относительно друг друга.
Если двигатель возможен, то что касается бесконечного режима, то тут интуитивно всё просто. При увеличении скорости тележки нужно всё быстрее двигать парус вдоль оси
, а значит увеличивать скорость намотки нити (вариатором). Но при этом увеличивается тормозная сила
, а стало быть уменьшается результирующая сила
. Короче, при увеличении скорости тележки, сила двигателя стремится к нулю, и процесс разгона получается тоже бесконечным, примерно как зарядка конденсатора через резистор от источника напряжения до напряжения источника - процесс длится бесконечно долго, но никогда конденсатор так и не зарядится до напряжения источника. Видимо, никогда и скорость тележки не станет бесконечной, для любого заданного времени (хоть 3 года), кто знает формулы, тот сможет вычислить конечную скорость тележки, а ускорение станет микроскопическим. А ежели прибавить реальности, т. е. потери на трение, то и вообще не о чем говорить.