В 1982 это даже не "Фантастика ближнего прицела". Это научпоп с описанием незавершённых, но ведущихся работ. Плоские дисплеи уже есть ("электронных чернил" пока нет, но жидкокристаллические, плазменные, даже плоские ЭЛТ существовали). Базы данных уже есть, и библиотеки текстов (для начала - инструкций, но и художественных тоже). Протокол FTP для пересылки файлов вообще один из первых, http ещё не создан, Тим Берненс-Ли только в 1989 придумает, но вообще протоколов обмена много, Мобильная связь существует (первые патенты вообще довоенные, в 1948 запатентован сотовый принцип, а в 1960 были первые реально использовавшиеся, массово доступная "мабила" - 1974, аналоговая). То есть всё, что уже есть, собрать вместе. Единственные фантастические элементы - что компактно и долго может работать (в отсутствие литиевых аккумуляторов).
А вот рассказ Виктора Сапарина 1958 года "Последний извозчик"
Цитата:
Пассажиры, достав свои блок-универсалы, читали книги, просматривали журналы, смотрели кинофильмы. С тех пор, как Центральная библиотека, Главная журнальная экспедиция и Генеральный фильм организовали передачи для индивидуального обслуживания обладателей блок-универсалов, многое изменилось в этом мире. Всего лет пять назад на полках самолета лежали настоящие книги и журналы, небольшая библиотечка в сотню-другую томов. Сейчас каждый носит в кармане библиотеку в десятки миллионов томов с отделом уникумов и редких рукописей — любую книгу можно посмотреть в блок-универсале, передав заказ и прождав не больше трех минут. Тиражи журналов, недавно достигавшие астрономических цифр, в последнее время сильно сократились, и уже всерьез обсуждают вопрос, нужно ли вообще их печатать и рассылать. В сущности достаточно нескольких экземпляров для автоматической передачи изображений по просьбам обладателей универсалов. Только отдельные любители старины предпочитают держать журнал в руках, перелистывая пальцами страницы.
Про кино и театр нечего и говорить. Премьеру, как правило, смотрит несколько миллионов человек, где бы они в этот момент ни находились. Смешно вспомнить, как раньше люди собирались в специальные залы для так называемых общественных просмотров. Сейчас вы можете высказать ваше мнение всем, кто им интересуется, и, наоборот, выслушать любое высказывание, не сходя с кресла самолета. И вы не мешаете соседу: достаточно нажать кнопку «немой разговор», и голос певца, изображение которого вы смотрите на экране блок-универсала, будет слышен только вам (а давно ли надевали громоздкие наушники!).
...
Стоило ему только захотеть, и он мог нажать кнопку «повтор» в блок-универсале и прослушать записанные на тончайшем волоске утренние наблюдения или продиктовать свои мысли, потом машинка-автомат все аккуратно перепечатает.
а из рассказа 1959 года "Суд над танталусом" выясняется, что "блок-универсал" это не только планшет с выходом в Интернет и доступом к библиотекам и фильмотекам, социальная сеть и Скайп, но и мобильный телефон, цифровой фотоаппарат (с видеоопцией) и специальный канал аварийной связи.
Цитата:
Барч все еще смотрел на поля, когда его блок-универсал принял сигнал: «Вас вызывают».
...
Барч достал блок-универсал и запечатлел и «пружинки» и рассказ сотрудников.
...
Увы, лампочка зажигается только при переводе стрелки на волну срочных сообщений. Ну, конечно: ведь для приема этой волны в блоке имеется отдельное устройство! Очевидно, оно-то и уцелело.
Из рассказа 1967 года "Пари" выясняется, что это ещё и органайзер с элементами ИИ
Цитата:
...вместо блок-универсала сунуть в карман авторучку
...
Мы с вами, не задумываясь, шагаем в раздвижную дверь, зная, что она сама распахнется и не ушибет человека. Никто не вытирает ноги при входе в дом и не чистит обувь - все делает "чистильщик", пока вы переступаете порог. Но вы остановитесь, если ваш блок-универсал просигнализирует, что человек, к которому вы идете, занят, творит - думает над чем-то серьезном и просит его не беспокоить. Вы оставите "визитную карточку" в его блок-универсале, и блок сам пошлет вам вызов, как только его владелец освободится.
Писатель он, Сапарин, в чисто литературном отношении посредственный, но таких вот пробоев в будущее у него много (и, кстати, слово "космонавт" придумал он). А вот рассказ "Чудесный вибратор" намёком на нечто нынешнее точно не является, он про резонанс на собственных частотах колебаний.