В данном случае все точно так же: если есть разница скоростей двух сред, можно использовать ее для получения работы.
Положим на два горизонтальных параллельных жёстко закреплённых рельса "скалку" - барабан большого диаметра, глухо посаженный на вал малого диаметра. Вал опирается концами на рельсы и перпендикулярен им. Барабан провисает между рельсами. Трение между валом и рельсами абсолютное (зубчатое зацепление).
На барабан скалки намотан трос, его трение тоже абсолютно. Приведём скалку в движение "встречной тягой", т.е. вытягивая трос с нижней стороны барабана - в сторону,
обратную движению скалки. Трос тянем брашпилем, глухо закреплённым на рельсах. Трос и рельсы - это две среды с разницей скоростей.
За один оборот скалки трос сдвинется относительно рельсов на разницу длин окружностей барабана и вала.
Если вместо скалки взять ж/д колёсную пару, т.е. сделать "вал" диаметром больше "барабана", конструкцию будет невозможно привести в движение встречной тягой. То же самое - с чисто цилиндрической скалкой (вал и барабан одинакового диаметра).
Тем не менее, возвращаясь к естественной скалочной конфигурации и сделав барабан с окружностью 1, а вал - с окружностью 0.9, получим продвижение скалки на 0.9 вперёд вытягиванием троса всего на 0.1 назад. Девятикратный выигрыш в скорости скалки к скорости троса. Теоретически для идеальной системы встречное направление внешней тяги не налагает ограничений на достигаемую скорость.
Похоже на то, что - в идеальном же случае, располагая идеальными конструкционными материалами - можно построить маленькую обтекаемую машинку с огромным пропеллером, который будет отбирать у встречного ветра сколько угодно мощности и разгоняться при слабом встречном ветре до каких угодно скоростей (ну, дозвуковых, конечно).