2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 20:26 


09/10/21
23
Учебник Алимова "Алгебра и начала математического анализа. 10-11"

№178.1 Решить уравнение с помощью графиков: $\sqrt[3]{x} = x^2 + x - 1$

Читаем §6, пункт 5. Показатель p - положительное действительное нецелое число. В этом случае:
-- область определения: $x \geqslant 0$
-- множество значений: $y \geqslant 0$
В том же учебнике, на стр. 44 есть график именно данной функции $y = \sqrt[3]{x}$, он определен при $x \geqslant 0$, $y \geqslant 0$.
Изображение

Вроде бы как раз наш случай. Но во всех решебниках график $y = \sqrt[3]{x}$ лежит от $-\infty$ до $+\infty$
Смотрю на Wolframalpha этот график:
Изображение
Почему такое расхождение?
Если решать с помощью графиков, то решение одно: $x = 1$ или еще есть решение $x = -1$?

Заранее спасибо.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 20:51 


17/10/16
4940
Так что, не проверить что-ли, является $x=-1$ решением или нет? Если да, то почему бы графикам это не выявить? И как по вашему, можно извлечь кубический корень из $-1$, скажем? По моему так очень даже можем.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 21:10 


09/10/21
23
sergey zhukov в сообщении #1608048 писал(а):
Так что, не проверить что-ли, является $x=-1$ решением или нет? Если да, то почему бы графикам это не выявить? И как по вашему, можно извлечь кубический корень из $-1$, скажем? По моему так очень даже можем.

Так почему в учебнике именно этот график не полностью изображен? И еще четко написано в §6, пункт 5 именно случай, если p - положительное действительное нецелое число, то график определен при $x \geqslant 0$, $y \geqslant 0$. Или это не правда?

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 21:12 
Аватара пользователя


01/12/06
760
рм
kisvadim в сообщении #1608045 писал(а):
Читаем §6, пункт 5. Показатель p - положительное действительное нецелое число. В этом случае:
-- область определения: $x \geqslant 0$
-- множество значений: $y \geqslant 0$
В том же учебнике, на стр. 44 есть график именно данной функции $y = \sqrt[3]{x}$, он определен при $x \geqslant 0$, $y \geqslant 0$.

Определение функции, кроме формулы, включает также задание области определения и области значений. Для решения уравнения наверное надо задать функцию на максимальной области определения, если нет оговорок, т. е.

$f\colon \mathbb{R}\to \mathbb{R}, \ \ f(x)=\sqrt[3]{x}.$

В учебнике даётся общее определение для любого $p$ положительного действительного не целого числа. В том числе, например, для $p=\frac12.$ Поэтому и иллюстрация соответствующая, т. е.

$f\colon \mathbb{R}_+\to \mathbb{R}_+,\ \ f(x)=\sqrt[3]{x}.$

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 21:22 


09/10/21
23
gefest_md в сообщении #1608051 писал(а):
В учебнике даётся общее определение для любого $p$ положительного действительного не целого числа. В том числе, например, для $p=\frac12.$ Поэтому и иллюстрация соответствующая, т. е.
$f\colon \mathbb{R}_+\to \mathbb{R}_+,\ \ f(x)=\sqrt[3]{x}.$

В учебнике дается свой график для разного $p$:
1) p - четное, положительное;
2) p - нечетное;
3) p - четное, отрицательное;
4) p - нечетное, отрицательное;
5) $0 < p < 1$ - как раз наш случай!
6) p > 1, не целое;
7) p < 0, не целое.
gefest_md в сообщении #1608051 писал(а):
Для решения уравнения наверное надо задать функцию на максимальной области определения, если нет оговорок, т. е.

Что такое "максимальная область определения"? Я знаю только "область определения".

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 21:25 


17/10/16
4940
kisvadim
Я не знаю, почему в учебнике так нарисовано. Но у вас же и своя голова есть. Никто не посмеет сказать, что $(-1)^3 \neq -1$

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 21:30 


09/10/21
23
sergey zhukov в сообщении #1608054 писал(а):
kisvadim
Я не знаю, почему в учебнике так нарисовано. Но у вас же и своя голова есть. Никто не посмеет сказать, что $(-1)^3 \neq -1$

Значит, что все же ошибка в п. 5 параграфа 6. Жалко блин, вроде такой старый учебник и такие косяки. Загуглил: "степенная функция p положительное действительное нецелое число". Также полно примеров, с примерно такой же картинкой, как в учебнике, также все пишут про ограничения x и y.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 21:35 
Аватара пользователя


01/12/06
760
рм
kisvadim в сообщении #1608052 писал(а):
5) $0 < p < 1$ - как раз наш случай!
Где было удобно обобщили. $\frac12$ тоже из этого интервала.

kisvadim в сообщении #1608052 писал(а):
Что такое "максимальная область определения"?
Та область для которой формула, задающая функцию, имеет смысл. В данном случае это $\mathbb{R}.$ Но ограничение на $\mathbb{R}_+$ тоже функция, но другая.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 21:42 


17/10/16
4940
kisvadim
Я бы решал на всем интервале. Но может в этом учебнике просто договариваются, что область определения таких функций будет от нуля в плюс. Если речь о каком-нибудь экзамене, где все эти глупости имеют решающее значение, то я бы в решении приписал "если принять область определения такую-то, тогда так то, если такую-то, тогда - так-то". Иначе формально не зачтут решение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 21:50 


09/10/21
23
Даже в википедии говорится, что: "для вещественного показателя $a$ степенная функция $x^{a}$, вообще говоря, определена только при $x>0$"
И график тоже, как в учебнике Алимова.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 21:55 
Аватара пользователя


22/11/22
676
kisvadim
Функции $f(x)=x^{1/3}$ и $g(x)=\sqrt[3]{x}$ -- разные. У них разные области определения. Вторая определена на всей вещественной прямой, первая -- только для неотрицательных чисел.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 22:16 
Аватара пользователя


01/12/06
760
рм
Combat Zone в сообщении #1608059 писал(а):
Функции $f(x)=x^{1/3}$ и $g(x)=\sqrt[3]{x}$ -- разные.
Точно. Задача 3 на следующей 45 странице в учебнике тоже это подтверждает. Тогда в каком месте определена функция $\sqrt[3]{x}?$ В задаче 3 она известна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 22:23 


17/10/16
4940
Combat Zone
Ого, какие тонкости. Я бы еще понял, что для вещественных $a$ область определения от нуля в плюс, т.к. тут $a$ и иррациональным может быть. И даже для $a=\frac{m}{n}$, где целые $m$ и $n$, причем $m$ четная, т.к. здесь однозначно не определено, что это значит: $\sqrt[n]{x^m}$ или $(\sqrt[n]{x})^m$. А вот для $a=\frac{1}{3}$ я бы не сомневался.

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 22:28 
Аватара пользователя


22/11/22
676
gefest_md в сообщении #1608063 писал(а):
Тогда в каком месте определена функция $\sqrt[3]{x}?$ В задаче 3 она известна.

Логически, место изложения арифметического корня в курсе - сразу же вслед за определением функции с целым неотрицательным показателем степени. Думаю, по содержанию легко найти.

-- 05.09.2023, 21:35 --

sergey zhukov в сообщении #1608065 писал(а):
А вот для $a=\frac{1}{3}$ я бы не сомневался.

Понимаете, эта ваша одна третья - то же самое, что две шестых...

 Профиль  
                  
 
 Re: Решение уравнения с помощью графиков
Сообщение05.09.2023, 22:55 
Аватара пользователя


01/12/06
760
рм
kisvadim
В учебнике для 9 класса уже есть упражнение 161.(3). Найти область определения функции $y=\sqrt[3]{\frac{1-x}{1+x}}.$ В §6 учебника для 10 класса определяется функция $x^{\frac13}.$ Но она равна функции $f\colon \mathbb{R}_+\to\mathbb{R}_+,\ f(x)=\sqrt[3]{x}.$

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 27 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group