На масштабах в несколько десятилетий роботы склонны дешеветь вслед за развитием технологий, а человеческий труд дорожать вслед за развитием экономик.
Хотелось бы обсудить два аспекта удешевления роботизированного производства.
1. Автоматизация и интеллектуализация САПР. Где-то я читал, что разработка и испытание новой модели легкового автомобиля ведущими автоконцернами в мире обходится в миллиард долларов. В автоматизации и интеллектуализации САПР я вижу два направления:
1.1. Автоматизация/интеллектуализация анализа, моделирования (тестирования, испытания) изделия. Например, в области электроники давно уже есть САПР для моделирования работы электронных принципиальных схем (на основе дифференциальных уравнений). Но вот для испытания безопасности автомобиля при столкновении нужно изготовить и разбить как минимум один автомобиль в "железе". На компьютере процесс удара не рассчитать.
1.2. Автоматизация/интеллектуализация синтеза (проектирования, создания) изделия. Я 30 лет тому назад увлекался поисковым конструированием. Вроде бы заявлялось, что современные ИНС смогут проводить проектные работы по техзаданию (для начала написание кода в программировании). Но пока существенного прогресса в этом не видно.
2. Автоматизация и интеллектуализация АСУ, то есть собственно создание роботов, изготавливающих комплектующие детали и собирающие их в готовые изделия.
2.1. Наличие исполнительных механизмов и интеллектуальное управление ими (например, управлением манипулятором робота-сборщика в нештатных, непредвиденных ситуациях). Насколько видно, здесь все сложно.
2.2. Наличие интеллектуальных датчиков (например, видеокамер, которые будут с помощью распознавания образов распознавать детали для правильной манипуляции ими для сборки изделий). Здесь тоже пока все непросто.