fixfix
2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Вычислить пи в школе
Сообщение02.04.2023, 15:24 


05/02/21
145
В соседней теме предложили замечательную идею не давать школьникам приближенное значение пи "с потолка", а показать, как можно вычислить его приближенно с помощью метода Архимеда, вписывая и описывая многоугольники.

Я думаю, с помощью простейших средств можно рассчитать шестиугольник. А можно ли, не усложняя расчеты, взять большее количество сторон и получить разумное приближение пи? Самым простым мне видится использовать теорему косинусов, а значения косинусов находить по калькулятору, который есть на любом смартфоне. Но для этого школьникам надо знать косинус. А есть ли еще более простые методы?

-- 02.04.2023, 15:37 --

Можно еще линейкой строить ломаные. Хлопотно, но можно соревноваться, кто получит наилучшее приближение :-) Как математический метод это бессодержательно, но в голове хотя бы останется, что так можно делать.

Можно пойти через площади и $S = \pi r^2.$ Рисовать окружность и многоугольники на клетчатой бумаге, а затем считать площади по клеточкам. Это доступно даже в начальной школе. Но мне не нравится, что здесь пи вычисляем через площадь. Для меня всегда определением пи было отношение длины окружности к диаметру.

-- 02.04.2023, 15:51 --

Я тут глянул, на dxdy было много тем по вычислению пи, но все они в основном про ряды и продвинутые методы. В этой теме предложили Монте-Карло для вычисления площадей. Тоже очень доступно. Сейчас такое на компьютере симулировать легко.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение02.04.2023, 16:24 
Заслуженный участник


16/02/13
4214
Владивосток
Mirage_Pick в сообщении #1587939 писал(а):
можно ли, не усложняя расчеты, взять большее количество сторон
Покрутил в уме — показалось, что частный случай удвоения сторон должен бы решаться без привлечения синусов и косинусов. Попробуйте, увы, я в рисовании чертежей не силён.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение02.04.2023, 16:25 


10/03/16
4444
Aeroport
Mirage_Pick в сообщении #1587939 писал(а):
Самым простым мне видится использовать теорему косинусов, а значения косинусов находить по калькулятору, который
при вычислении cos уже основывается на значении пи.

Mirage_Pick в сообщении #1587939 писал(а):
Для меня всегда определением пи было отношение длины окружности к диаметру.


Ну да, взять цилиндр, намотать на него веревку и измерить намотанный кусок. Заказать пиццы разного диаметра, взвесить их все и построить регрессию веса пиццы на квадрат ее радиуса :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение02.04.2023, 16:59 


05/02/21
145
ozheredov в сообщении #1587943 писал(а):
Ну да, взять цилиндр, намотать на него веревку и измерить намотанный кусок.

Ну конечно! Еще проще покатать цилиндр по столу и измерять длину. Чем больше оборотов, тем точнее. Я помню даже задачку из школы по физике, где точка циклоиду описывает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение02.04.2023, 17:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


05/12/09
1813
Москва
ozheredov в сообщении #1587943 писал(а):
при вычислении cos уже основывается на значении пи.
Нет, если угол задавать в градусах.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение02.04.2023, 17:12 


05/02/21
145
ozheredov в сообщении #1587943 писал(а):
при вычислении cos уже основывается на значении пи.

Можно cos через ряд определить. У Эдмунда Ландау есть книга по матанализу, где он последовательно это делает.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение02.04.2023, 17:17 
Заслуженный участник


18/09/21
1771
Mirage_Pick в сообщении #1587939 писал(а):
а показать, как можно вычислить его приближенно с помощью метода Архимеда, вписывая и описывая многоугольники.
Обычно и дают через вписанный многоугольник.
Через вписанный оценка снизу, через описанный оценка сверху.
Можно начать с квадрата и удваивать количество вершин, что быстро увеличивает точность. Нужно только угол пополам делить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение02.04.2023, 17:43 
Заслуженный участник


12/07/07
4545
Периметр правильного n-угольника, описанного вокруг окружности с радиусом 1: $\hat P_n = 2 n \tg(180/n).$
Периметр правильного n-угольника, вписанного в окружность с радиусом 1: $ P_n = 2 n \sin(180/n).$
Тригонометрические функции к моменту получения формулы для длины окружности уже введены. Но нужно смотреть программу: получены ли формулы $\sin \varphi /2 = \sqrt {\frac {1- \cos \varphi } 2}$ и $\cos \varphi /2 = \sqrt {\frac {1+ \cos \varphi } 2}$ («У меня это было в алгебре и началах анализа. 9 класс»).

$\hat P_6 = 4 \sqrt 3$, $P_6 = 6$. Следовательно, $ 3 \le \pi \le 2 \sqrt 3$, или $ 3 \le \pi \le 3.5$.
$\hat P_{12} = 24 (2 - \sqrt 3)$, $P_{12} = 6 \sqrt 2 (\sqrt 3 - 1)$, $ 3.1 \le \pi \le 3.22$.

Для $n=24$ получим оценку $ 3.13 \le \pi \le 3.16$.

upd Архимед Сочинения, М, 1962, «Измерение круга» (djvu)
Цитата:
Итак, периметр круга будет более чем в три раза больше диаметра с избытком меньшим седьмой части, но большим $\frac {10}{71}$
У Архимеда углы поменьше, но и так идея понятна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение02.04.2023, 17:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
10165
Москва
Пифагор?
На очередном шаге есть n-угольник, с длиной стороны $l_n$ и периметром $P_n=n l_n$
Опускаем высоту на какую-либо из сторон, находим её длину (Пифагор раз!) и разность её длины с радиусом (единичным?), строим треугольник, один из катетов которого - половина стороны n-угольника, вторая - продолжение высоты до окружности, гипотенуза будет длиной стороны 2n-угольника (Пифагор два!).
Ещё, конечно, можно алгоритм Гаусса-Лежандра им показать (он же Саламина-Брента)
https://en.wikipedia.org/wiki/Gauss%E2% ... _algorithm
Впечатлит, но без дополнительных знаний выглядеть будет, как эффектный фокус и только.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение03.04.2023, 05:26 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
Евгений Машеров в сообщении #1587965 писал(а):
Пифагор?
На очередном шаге есть n-угольник, с длиной стороны $l_n$ и периметром $P_n=n l_n$
Опускаем высоту на какую-либо из сторон, находим её длину (Пифагор раз!) и разность её длины с радиусом (единичным?), строим треугольник, один из катетов которого - половина стороны n-угольника, вторая - продолжение высоты до окружности, гипотенуза будет длиной стороны 2n-угольника (Пифагор два!).
Для полупериметра (чтобы сразу получать приближения $\pi$, а не $2\pi$) такой подход даёт формулу
$P_{2n}=\sqrt{2n}\cdot \sqrt{n-\sqrt{n^2-P_n^2}}$
Начинать нужно с $P_2=2$. Для типа double удаётся получить восемь верных десятичных знаков в дробной части на 14-м шаге. Правда, потом начинается неустойчивость, которую школьники видеть не должны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение03.04.2023, 06:09 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
10165
Москва
Можно и с трёх начинать, с вписанного шестиугольника, а не описанного квадрата. Можно аналогичную процедуру для описанного и вписанного многоугольников развить, чтобы видеть, как "сужается вилка".
Ну и 14 разрядов - это машинная точность. Можно показать потерю точности, и связанные с этим ограничения численных методов, можно поиграть с типами чисел или с арифметикой многократной точности (но это уже курс информатики, или кружковые занятия, но не основной курс геометрии)

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение03.04.2023, 06:24 
Заслуженный участник


18/09/21
1771
$$a_1 = \cos \frac{\pi}{2} = 0$$
$$a_{n+1}=\cos\frac{\pi}{2^{n+1}}=\sqrt\frac{a_n+1}{2}$$
$$b_n=2^n \sqrt{1-a_n^2}$$
$$b_n \to \pi$$
$b_n$ - это оценка снизу.
Оценка сверху будет: $$c_n=\frac{b_n}{a_n}$$

 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение03.04.2023, 06:42 


05/02/21
145
zykov, вбил в Python. С $n=14$ начинается неустойчивость. Лучшее приближение $b_{15} = 3.141592645.$

(Значения a, b при n=1-30)


 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение03.04.2023, 14:03 
Заслуженный участник


18/09/21
1771
Mirage_Pick
Так считайте не машинные числа double, а символьно (например в wxMaxima). Тогда можно хоть 100 знаков получить.

(Оффтоп)


 Профиль  
                  
 
 Re: Вычислить пи в школе
Сообщение04.04.2023, 16:31 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
10165
Москва
svv в сообщении #1588045 писал(а):
Для полупериметра (чтобы сразу получать приближения $\pi$, а не $2\pi$) такой подход даёт формулу
$P_{2n}=\sqrt{2n}\cdot \sqrt{n-\sqrt{n^2-P_n^2}}$


А вот если домножить (ну и поделить) выражение под корнем на $n+\sqrt{n^2-P_n^2}$ и немного сократить, получим растущую точность до 24 шага, а затем стабилизацию на погрешности порядка $10^{-16}$

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Skipper


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group