Вот несколько примеров, которые не укладываются в эту схему
и которые поэтому нужно рассмотреть детальнее, чтобы выяснить, в чем там дело.
Например
1. Бурунди. 199 место по ВВП по ППС на душу населения.
Последний военный переворот был в 1996 году (26 лет назад, более четверти века назад). После чего страна неуклонно идет по демократическому пути развития. Всё Конституцию обновляют. Многопартийность обеспечена. Последнее место по ВВП по ППС на душу населения.
Государство, не имеющее выхода к морю. Очевидно, что для включения в международную цепочку поставок нужно вкладываться в транспортную инфраструктуру соседних стран. Два самых очевидных вопроса (и наверняка есть десяток-другой не столь очевидных): 1) как там в этих странах с тишиной, которую любят деньги? 2) окупит ли дешевизна рабочей силы в Бурунди строительство железной дороги к морю, скажем, через всю Танзанию? Я ответов не знаю.
Кстати, помимо стоимости рабочей силы нужно рассмотреть еще такой фактор. как наличие в нужном количестве электростанций, дорог и так далее. Очевидно, что владелец завода не захочет строить все это за свой счет. И по этому фактору Китай однозначно удобнее Бурунди.
Однако, никакие гипотетические риски "бандитизма, политической нестабильности и прочего" не мешают там разрабатывать уран.
Ну, знаете ли, это ботинки или смартфоны можно клепать где удобно. А добывать уран можно только там, где он есть. Тут уж можно и с рисками смириться.
В целом, я не собираюсь спорить с тем, что политические соглашения между правительствами играют свою роль. Но вот насколько велика эта роль в сравнении с другими факторами - вопрос, по-моему, нетривиальный.
-- 24.01.2023, 14:01 --Модератор просил не обсуждать политику, поэтому сформулирую максимально кратко и общо:
1. Правительства стран и крупные корпорации - это, в общем случае, разные игроки.
2. Кто из них и в какой мере диктует условия другому - нетривиальный вопрос, ответ на который может быть разным для разных стран и десятилетий. Опять же, корпорации не едины: правительство может лоббировать интересы одних в ущерб интересам других.
3. Сказать "будет ли бизнес страны А инвестировать в страну В, решают политики" - точно такое же сугубое упрощение, как и сказать "политика здесь не играет роли".