Есть сходство с принципом неопределенности Гейзенберга: чтобы получить информацию, нужно вмешаться?
Да-да. Расскажите это палеонтологам, например.
Чтобы получить информацию о динозаврах, нужно вмешаться в динозавров. Нуок
(Оффтоп)
конечно, чтобы получить информацию о динозаврах, нужно вмешаться в останки динозавров. Но люди работают над тем, чтобы вмешательство было минимальным.
-- 20.01.2023, 20:21 --Я ожидаю, что почти все люди согласятся с тем, что спасать утопающих это правильно, и очень многие (по модулю не связанных с оценкой поступка ограничений - умении плавать, ориентироваться в стрессовой ситуации и т.д.) реально это будут делать.
Тема с утопающими похожа
на котенка с дверцей на определение вежливости - мне всё равно, а им приятно.
Но как только
не всё равно, так сразу группировки на своих и чужих вылезают.
Вот например, утопшие на "Титанике". Там было
не всё равно из-за недостатка шлюпок.
Можете посмотреть на процент выживших по категориям "дети"-"взрослые женщины"-"взрослые мужчины" и по классам.
Например, процент спасенных детей из третьего класса (34%) меньше, чем процент спасенных женщин из любого класса, включая членов экипажа. И примерно равен проценту спасённых мужчин из первого класса (33%).
И это всё тоже самое - деление на "своих" и "чужих". Такие дела с утопающими.
По меркам жизни цивилизации - не так уж и вчера, процентов
от времени её существования.
Тут, конечно, как считать. Согласен, что можно натянуть и до 10%.
Вот только
а) снижение внутригрупповой агрессии.
б) при снижении, но меньшем, внутривидовой агрессии.
в) что предполагает разделение на своих и чужих.
Вот это всё произошло гораздо раньше возникновения цивилизации и вообще - гораздо раньше возникновения вида Хомо таки Сапиенс.
Это миллионы лет, если не десятки миллионов лет.
Насколько я понимаю, конкретно это скорее городская легенда. Т.е. случаи ограбления и убийства жертв кораблекрушения наверняка были, как не быть, но мне неизвестны причины считать, что они чем-то принципиально отличались от обычной преступности на суше.
Там история была интереснее.
Насколько помню. Законы говорили, что если никто не выжил с корабля, то кто достал груз - того и тапки. А если кто-то выжил, то всё сложнее.
Поэтому общинам в Корнуолле было выгодно утопить не утопших. И забрать груз, которого хватало на поднятие благосостояния всей общины, а не отдельных преступников.
И тут не проявление какой-то маргинилизации, типа разбойников на суше. И именно: енти моряки чужие (для общины) и их жизнь мешает нашему (своих) благосостоянию.