Речь вот о чем: в довольно большом числе учебников по уравнениям математической физики, а также в учебных курсах, в самом начале, после рассказа о гиперболическом, эллиптическом и параболическом типе уравнения второго порядка с двумя независимыми и одной зависимой переменной следует утверждение о возможности приведения к одной из канонических форм, общим числом три, по одной для каждого типа. А на практических занятиях, соответственно, учащиеся проделывают данную манипуляцию. Так вот, мне эта деятельность представляется сомнительной. Ниже излагаю свое имхо по данному поводу.
Насколько я понимаю, приведение к каноническому виду нужно потому, что для него разработаны аналитические методы решения. У того-же Тихонова-Самарского все последующее (после 1-й главы) изложение методов решений идет в предположении, что уравнение уже сведено к канонической форме.
Но как оно в реальных задачах происходит, я не знаю. Если Вы использовали ДУЧП в своей работе, расскажите, пожалуйста, насколько часто там встречается необходимость привести к канонической форме?
Начну с конца. Я сам никогда данной техникой не пользовался, но это и непоказательно: ввиду специфики моих интересов (имел дело с учп общего положения, преимущественно) сие было бы странно. Так почему же тогда скепсис?
Во-первых, потому, что каноническая форма учп таковой ни разу не является. Когда говорят, что что-то может быть приведено к каноническому виду, подразумевается, что взяв это что-то произвольно, мы сможем подобрать некий эквивалент уже из обозримого числа возможностей, путем изменения координат, формы записи или чего-то еще такого, содержательно непринципиального. Классический пример - квадратичная форма; собс-но, именно он, полагаю, и вдохновил авторов на канонизацию учп. Нам, как бы, говорят: вот мы так же и диффур можем, вместо тьмы разных будем иметь дело с небольшой кучкой типовых форм. Но в случае учп ничего подобного нет! Начнем с того, что применяется процедура отнюдь не к общему случаю, но это бы еще ладно - линейный, так линейный, пусть так. Но и в линейном уравнении канонизируется-то только символ уравнения (совокупность старших производных). И это уже ситуация, когда путаница терминов начинает граничить с жульничеством: говоря о канонической форме всего уравнения, когда речь на самом деле только о символе, создают коннотацию, в которой у диффура важен символ, а остальной частью можно, в каком-то смысле, пренебречь. Что совершенно не так; иначе бы мы теплопроводность
смогли приближать решениями уравнения
- явная чепуха.
Собс-но, на Вас это ровно так и повлияло. Вы, похоже, считаете, что Т&С приводят общий вид к одному из трех, а потом с этими тремя работают. На самом же деле теплопроводность, волновое и Лапласа таковы отроду, их совершенно не требовалось приводить.
Ну и, второе, примыкающее к первому: такая канонизация бесполезна. Какой, собс-но, профит можно получить, приведя символ уравнения к каноническому виду? Взяли мы диффур, появившийся в нашей модели чего-то, увидели, что вид неканонический, привели символ к виду
, и что дальше?
Если кто-то знает случаи, когда это "дальше" было, отзовитесь. Мне лично они неизвестны. Т&С, похоже, тоже, коль скоро в их учебнике сия техника никак не используется (поправьте меня, если ошибаюсь - сплошную вычитку текста не производил).
Ну, с некоторой оговоркой: допустим, после приведения уравнение приняло вид, что-то типа
, где
по смыслу задачи может быть сочтена малой величиной. Тогда да, можно подумать об асимптотическом разложении решений. Но это, все-таки, очень экзотический случай..
Надо сказать еще, что случаи канонизации учп таки существуют, но как раз о них, почему-то, в учебниках по урматам не пишут. Речь идет об уравнении в частных производных первого порядка, скажем, для случая двух независимых переменных это
. Вот оно может быть канонизировано, причем все уравнения могут быть приведены к одному виду (каковым может быть, в частности,
, или же
.. но это уже совсем другая история (с)). Для этого, правда, нужно применять преобразования не
, и даже не
, а
, сохраняющие смысл
(контактные).