В последнее время на форуме участились (по-моему) высказывания о бесполезности или малополезности матлогики. Вот, например:
матлогика узкий и очень специфический раздел, практически не связанный с основной частью математики.
Заниматься ею есть смысл, только если цель стать матлогиком.
При доказательстве теорем из анализа, алгебры и т.д. математическая логика не используется! Эрго, ее можно изучать до или после любых других предметов.
Почти во всей математике из матлогики нужны только совсем базовые вещи
Что ж, может быть, и так. Но ведь и базовые вещи нужно усвоить. Сами по себе в головах читателей/слушателей они, как правило, не зарождаются. Поэтому с мыслью о том, что матлогика почти бесполезна, лично мне как-то трудно согласиться.
Я уже упоминал когда-то о трудности, испытываемой рядом первокурсников, впервые осваивающих понятие линейной зависимости и линейной независимости векторов:
1. Неумение строить отрицания. Скажем, вызубрив фразу "система векторов линейно зависима, если существует нетривиальная линейная комбинация этих векторов, равная нулевому вектору" ряд первокурсников продолжает так: "а если существует нетривиальная линейная комбинация этих векторов, равная НЕнулевому вектору, то данная система векторов линейно НЕзависима".
Такое продолжение, несмотря на всю его нелепость, им кажется естественным. И они искренне удивляются, услышав, что это совершенно неправильно. Однако, скорее всего, они просто не говорили бы подобной чепухи, если бы изучили начала матлогики ДО знакомства с линейной алгеброй. Или, хотя бы, если бы изучение начал матлогики и остальной математики шло параллельно.
Обратимся к анализу. Целый ряд определений и доказательства многих теорем построены на языке «эпсилон — дельта». И что же это, если не матлогика (конкретно, логика предикатов)? Конечно, употребляемая вольно, «жаргонно», но всё же употребляемая? А в матанализе студенты успешнее строят отрицания, чем в алгебре? По-моему, нет. У меня не с одним «поколением» первокурсников происходил следующий диалог: «Вы поняли, что означает утверждение: данная функциональная последовательность сходится равномерно?» — «Да, поняли». — «Хорошо. Тогда объясните мне, что означает: данная функциональная последовательность не является равномерно сходящейся». — «Э-э-э… М-м-м… Н-н-ну...»
Кстати, по поводу равномерной сходимости. Мне кажется, объяснить, чем она отличается от «просто сходимости» человеку, который уже знаком с простейшими кванторными операциями и ясно представляет себе некоммутативность кванторов разного типа, было бы существенно проще, нежели тому, кто ещё никогда хотя бы начала матлогики не изучал. Поэтому задержка знакомства с матлогикой у студентов (математиков и технарей), на мой взгляд, выглядит не просто архаично, но и вредно.
Вот совсем уж удивительный пример. В некоторых учебниках матанализа, например, в уважаемом мною учебнике А.М. Тер-Крикорова и М.И. Шабунина авторы начинают доказывать, что
… после того как они уже доказали, что
. Делается это примерно так. Рассматривается, скажем, признак сравнения для рядов с положительными членами. Доказано, что из сходимости ряда (2) вытекает сходимость ряда (1). Далее следует примерно вот что: «Если ряд (1) расходится, то и ряд (2) должен расходиться, так как если бы, вопреки этому утверждению, ряд (2) сходился бы, то, согласно уже доказанному, сходился бы и ряд (1), а он, по нашему предположению, расходится. Значит, ряд (2) обязан расходиться». Конечно, осмыслить сказанное здесь не так уж трудно. Но после осмысления возникает ощущение… пустословия. Трудно, разумеется, заподозрить уважаемых авторов учебников матанализа в логической безграмотности. Дело совсем в другом: они просто вынуждены писать в расчёте на студента, не знающего, что формулы
и
совершенно равносильны.
И вот ещё о чём хотелось бы сказать. Думаю, каждый или почти каждый из посетителей этого форума когда-то в детстве решал «логические задачи». И некоторые из них решались долго и трудно, с использованием пространных рассуждений. (Ну, я лично решал и порой уставал). А уже будучи взрослым, я открыл учебник матлогики Л.М. Лихтарникова и Т.Г. Сукачевой и узнал, что ряд подобных задач решается средствами алгебры логики — весьма эффективно и даже, можно сказать, эффектно… К тому же, нет в этом решении ничего такого, в чём не смог бы разобраться и школьник.
Пожалуй, я мог бы привести и другие аргументы «в пользу» матлогики. Но, мне кажется, в этом нет необходимости. Даже то немногое, что вспомнилось вот сейчас, сходу, говорит о том, что матлогика вовсе не бесполезна.
Возражения принимаются.