Нужно просто понимать их смысл, и всё.
К сожалению, внушить это студентам непросто. Вот у меня в методичке по теории чисел есть такая теорема:
Теорема 1.6. Числа
взаимно просты тогда и только тогда, когда найдутся такие
, что
.
Я решил выпендриться и написал вот такое доказательство:
Доказательство. Утверждение "тогда" очевидно (любой общий делитель
и
в силу равенства обязан делить единицу), а утверждение "только тогда" является частным случаем теоремы 1.4.
В эту сессию одна студентка (3-й курс) дословно воспроизвела этот текст доказательства, но подробное разбирательство показало, что она не понимает смысла написанного. А именно, я попросил расшифровать фразы "утверждение "тогда"" и "утверждение "только тогда"" в тексте доказательства; расшифровка подразумевала написать, что в каждом утверждении "дано" и что нужно "доказать" (ну, как в школе на уроках геометрии при доказательстве какой-нибудь теоремы пишут: вот это дано, а вот это нужно доказать). Ничего вразумительного в ответ я не получил. И тогда я решил на последующих консультациях провести тест, в котором попросить, к примеру, расшифровать следующее предложение:
Предложение. Числа
взаимно просты только тогда, когда найдутся такие
, что
.
То есть попросил написать, что здесь "дано" и что нужно "доказать". Этот тест был предложен примерно двум десяткам студентов. Его прошли примерно половина участников. Мораль проста: 1) не фиг выпендриваться; 2) но что-то нужно делать, поскольку в математических книжках обороты "только тогда, когда" и особенно "только если" встречаются довольно часто (но, безусловно, реже, чем оборот "тогда и только тогда, когда", который больше на слуху и потому более понятен/привычен).