2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
 Re: Освоение математики фундаментально и для практики
Сообщение07.06.2022, 00:23 


12/08/13
985
Anton_Peplov в сообщении #1556381 писал(а):
Следует различать тезисы "всякое определение можно переписать в терминах ZFC", "всякое неформально доказанное утверждение можно неформально вывести из аксиом ZFC" и "всякое неформально доказанное утверждение можно вывести из аксиом ZFC формальными методами ZFC". В этой цепочке каждый следующий тезис - более сильный и более сомнительный.


Прошу пояснить: как разграничивается "формально вывести из аксиом" и "неформально вывести из аксиом"?
На уровне размахивания руками я вроде бы понимаю, что разделение сводится к наличию/отсутствию записи рассматриваемого выведения в таком виде, что каждый шаг может быть проверен на истинность машинным способом (при наличии соответствующего транслятора, естественно). Но это мало похоже на строгое определение "формальности".

 Профиль  
                  
 
 Re: Освоение математики фундаментально и для практики
Сообщение07.06.2022, 00:53 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8615
diletto
См. определение формальной теории (например, в учебнике математической логики Клини). При определении той или иной формальной теории (в том числе формальной ZFC) мы вводим не только аксиомы, но и правила вывода, то есть алгоритмы, по которым из одних утверждений теории можно получать другие утверждения. Формальный вывод утверждения $X$ из аксиом - это цепочка (или дерево) утверждений, которое начинается с аксиом, а заканчивается утверждением $X$, причем каждый член цепочки получен из предыдущих в соответствии с тем или иным правилом вывода. И да, соответствие правилам вывода можно проверить автоматически. Более того, в принципе, все формально выводимые из аксиом утверждения можно вывести автоматически - полным перебором. Просто перебираем все возможные наборы символов в порядке возрастания длины, пока один из них не окажется доказательством или опровержением утверждения $X$. Но, конечно, это очень "в принципе": сколько придется перебирать, прикиньте сами.

Но аксиома ZCF - это ведь не только набор символов, с которым может оперировать компьютер. Это содержательное утверждение, из которого математик может выводить следствия по старинке: с помощью ручки, бумаги и головы. Именно это я и называл неформальным выводом следствий. Логическая корректность такого вывода остаётся на совести математика и его рецензентов (в отличие от формального вывода, где она гарантируется по построению правил вывода).

Теоремы Геделя и связанные с ними ограничения относятся к формальному выводу. О неформальном они ничего не говорят.

 Профиль  
                  
 
 Re: Освоение математики фундаментально и для практики
Сообщение07.06.2022, 01:18 


22/10/20
1206
Было бы интересно узнать, насколько велик и важен тот объем математики, который опирается на работу именно с формальными теориями (в частности с формальной $ZFC$). Я имею в виду, например, арифметику кардиналов (и вытекающие из нее всякие кардинальные инварианты в топологии). Или, возможно, дескриптивную теорию множеств (?) и ее следствия для обычного матанализа, если таковые имеются. Сюда же метод форсинга. Особенно было бы интересно узнать о таких сюжетах в алгебре.

-- 07.06.2022, 01:22 --

Насчет арифметики кардиналов. Я же правильно понимаю, что ее нет в "наивной" теории множеств? Т.е. ее можно использовать только в рамках формальной $ZFC$. Или в "неформальной" $ZFC$ она тоже есть? (по поводу арифметики кардиналов в других теориях множеств тоже было бы интересно послушать)

 Профиль  
                  
 
 Re: Освоение математики фундаментально и для практики
Сообщение07.06.2022, 01:54 


12/08/13
985
Anton_Peplov в сообщении #1556661 писал(а):
Логическая корректность такого вывода остаётся на совести математика и его рецензентов (в отличие от формального вывода, где она гарантируется по построению правил вывода).


Мне чудится какая-то когнитивная дырища в том, что неформальный вывод трудно формализовать...
Мы имеем язык, специально предназначенный для того, чтобы любое истинное (точнее, выводимое) следствие автоматически следовало из посылок; тем не менее, доказательство с помощью ручки, бумаги и головы не всегда формализуемо (я правильно интерпретирую фразу "тезис ... более сильный и более сомнительный")?
Т.е. никакого структурного сходства между шагами неформального вывода и формальной цепочкой просто нет?

 Профиль  
                  
 
 Re: Освоение математики фундаментально и для практики
Сообщение07.06.2022, 11:34 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17991
Москва
diletto в сообщении #1556667 писал(а):
Мне чудится какая-то когнитивная дырища в том, что неформальный вывод трудно формализовать...
Не когнитивная. Просто техническая. Простое и наглядное неформальное рассуждение при формализации превращается в длинную цепочку трудновоспринимаемых манипуляций со строками символов.

diletto в сообщении #1556667 писал(а):
доказательство с помощью ручки, бумаги и головы не всегда формализуемо
Неформализуемо потому, что та математическая теория, к которой это доказательство относится, сама не формализована. Подавляющая часть математики не формализована, потому что это никому не нужно.

EminentVictorians в сообщении #1556665 писал(а):
Насчет арифметики кардиналов. Я же правильно понимаю, что ее нет в "наивной" теории множеств?
Неправильно. И арифметика кардиналов, и арифметика ординалов в наивной теории множеств благополучно имеются. Формализация нужна, если мы хотим выяснить, что мы можем доказать, а что не можем, и чего нам не хватает для доказательства.

 Профиль  
                  
 
 Re: Освоение математики фундаментально и для практики
Сообщение07.06.2022, 14:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


20/08/14
8615
diletto в сообщении #1556667 писал(а):
тем не менее, доказательство с помощью ручки, бумаги и головы не всегда формализуемо (я правильно интерпретирую фразу "тезис ... более сильный и более сомнительный")?
Я бы сказал осторожнее: мы не можем знать априори, формализуемо оно или нет, поскольку никто не пытался его формализовать.

Формализация неформальных доказательств - это тяжелый труд, поскольку, как справедливо отметил уважаемый Someone,
Someone в сообщении #1556688 писал(а):
Простое и наглядное неформальное рассуждение при формализации превращается в длинную цепочку трудновоспринимаемых манипуляций со строками символов.
Математиков, которым было бы интересно этим заниматься, очень немного. Поэтому подавляющая часть доказательств не формализована. И, в принципе, нельзя исключать, что среди них окажутся неформализуемые на языке ZFC, хотя и принятые сообществом математиков как корректные. В частности, непонятно, как формализовать доказательства, в которых содержательным образом используются картинки.

 Профиль  
                  
 
 Re: Освоение математики фундаментально и для практики
Сообщение07.06.2022, 20:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17991
Москва
Anton_Peplov в сообщении #1556708 писал(а):
подавляющая часть доказательств не формализована. И, в принципе, нельзя исключать, что среди них окажутся неформализуемые на языке ZFC, хотя и принятые сообществом математиков как корректные.
Это вполне возможно. Может быть, какой-нибудь принцип мы считаем настолько естественным, что пользуемся им совершенно неосознанно и потому не замечаем. Если кто-то такой принцип обнаружит, будет повод дополнить систему аксиом ZFC.
Между прочим, эта система аксиом была сформулирована не одномоментно. Она формулировалась так, чтобы в ней можно было формализовать любые методы, обычно используемые в математике. Например, первоначально в ней не было аксиомы подстановки, была аксиома выделения. Но оказалось, что математики используют рассуждения, которые без аксиомы замены не формализуются. Ситуация может повториться.

 Профиль  
                  
 
 Re: Освоение математики фундаментально и для практики
Сообщение08.06.2022, 00:39 
Заслуженный участник


01/06/15
1149
С.-Петербург
Burunduka в сообщении #1555986 писал(а):
Интересно то, что иногда можно найти совсем иную, непризнанную теорию, которая намного лучше соотносится с собственными взглядами и убеждениями.
Можно. Но критерием правильности теории является её "хорошее соотношение" с действительностью, практической деятельностью, а не с собственными убеждениями. Последнее, конечно, приятно, но ненаучно.
Burunduka в сообщении #1556004 писал(а):
Посмотрел, даже школьной не нужно) почти все с азов разбирается
...
даже беглым взглядом мне показалось, что общие понятия в Рудине изложены слишком кратко и предполагают их повторение, а не изучение.
Не находите, что сами себе противоречите? Знание математики в рамках школьной программы необходимо.

Burunduka в сообщении #1556077 писал(а):
Теоремы не появляется из ниоткуда, можно сказать они уже заложены в нашей реальности. Теоремы всего лишь один из способов описать объективную действительность вокруг нас или же ту, что мы создаём у себя в голове. Во втором случае это получается как бы искусственный мир, в котором все работает так, как нам нужно.
По-моему, вы путаете теоремы и теории (точнее, модели). Модель - это способ описать реальность. А теоремы - они как раз относятся к искусственному абстрактному миру, который у нас в голове (не на пустом месте возник, инспирирован, вдохновлён реальностью, но не реальность, а лишь упрощённая модель отдельных её аспектов). И если уж рассуждать, о том, в чём заложены теоремы, то они скорее заложены в аксиомах и алгоритмах рассуждений. В Реальности же нет никаких теорем. Это если противопоставлять Реальность и нас (субъект её познающий). А в реальности и субъекты со всем их внутренним миром и абстракциями - часть Реальности. :lol:

Мне почему-то кажется, что начинать изучение математики Вам лучше не с Рудина или Зорича, а, например, с Пенроуза ("Путь к реальности, или Законы, управляющие Вселенной"). Занятная книжка. Возможно этого для Ваших философских построений и физических изысканий будет вполне достаточно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Освоение математики фундаментально и для практики
Сообщение09.06.2022, 19:30 


30/05/22
13
Walker_XXI в сообщении #1556776 писал(а):
Burunduka в сообщении #1555986 писал(а):
Интересно то, что иногда можно найти совсем иную, непризнанную теорию, которая намного лучше соотносится с собственными взглядами и убеждениями.
Можно. Но критерием правильности теории является её "хорошее соотношение" с действительностью, практической деятельностью, а не с собственными убеждениями. Последнее, конечно, приятно, но ненаучно.

С реальностью (а точнее, я бы назвал это наблюдениями и умозаключениями на основе них) соотносится многое, и под неё можно подогнать огромное количество философии, поэтому и есть (или было) такое огромное количество различных школ, так как доказать или опровергнуть правильность каждой представляется сложным. Следовательно, каждый может выбирать, при желании конечно :D

Цитата:
Burunduka в сообщении #1556004 писал(а):
Посмотрел, даже школьной не нужно) почти все с азов разбирается
...
даже беглым взглядом мне показалось, что общие понятия в Рудине изложены слишком кратко и предполагают их повторение, а не изучение.
Не находите, что сами себе противоречите? Знание математики в рамках школьной программы необходимо.

Никак нет. Я различаю школьную программу, которая строится больше на понимании и крепкие знания, основанные на фундаменте. Лично я учился в старших классах в физмат лицее и я скажу, что там и вправду дают хорошие знания по сравнению с обычными школами, но они не начинают с азов. Это я имел ввиду в своем сообщении.

Цитата:
Burunduka в сообщении #1556077 писал(а):
Теоремы не появляется из ниоткуда, можно сказать они уже заложены в нашей реальности. Теоремы всего лишь один из способов описать объективную действительность вокруг нас или же ту, что мы создаём у себя в голове. Во втором случае это получается как бы искусственный мир, в котором все работает так, как нам нужно.
По-моему, вы путаете теоремы и теории (точнее, модели). Модель - это способ описать реальность. А теоремы - они как раз относятся к искусственному абстрактному миру, который у нас в голове (не на пустом месте возник, инспирирован, вдохновлён реальностью, но не реальность, а лишь упрощённая модель отдельных её аспектов). И если уж рассуждать, о том, в чём заложены теоремы, то они скорее заложены в аксиомах и алгоритмах рассуждений. В Реальности же нет никаких теорем. Это если противопоставлять Реальность и нас (субъект её познающий). А в реальности и субъекты со всем их внутренним миром и абстракциями - часть Реальности. :lol:

Теоремы - это часть теорий, следовательно они, как и теории, построены на (философии и) аксимоах. Поэтому, как я считаю, они есть часть описания и познания реальности. Возможно, даже стоит поставить познание на первое место, потому что, как вы правильно сказали, теоремы заложены в аксиомах, аксиомы же заложены в реальности, если они истинны, поэтому теоремы так же есть путь к пониманию более сложных конструкций в этом мире (или в моделе/придуманном мире/и т.д.). Но в то же время, если аксиомы истинны или близки к этому, то теоремы также заложены и в этом мире (возможно, в более упрощённый моделях) и поэтому слово описание также годится.


Цитата:
Мне почему-то кажется, что начинать изучение математики Вам лучше не с Рудина или Зорича, а, например, с Пенроуза ("Путь к реальности, или Законы, управляющие Вселенной"). Занятная книжка. Возможно этого для Ваших философских построений и физических изысканий будет вполне достаточно.

Спасибо за совет, посмотрю. Но я уже решил для себя с чего начинать и уже начал.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 54 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group