давайте всё же решим задачу принципиально при идеальных условиях, без учёта трения, дрейфа и других существенных факторов. Ведь главный вопрос здесь, который и вызывает наибольшее недоумение, изумление - каким образом можно продолжать получать энергию от ветра, когда ты его уже перегнал. Для сухопутной машины с пропеллером это уже ясно показано и даже не раз продемонстрировано на практике (напомню, на этой задаче популяризатор науки Дерек Маллер даже выиграл спор на 10 тысяч долларов у дипломированного физика, так что даже профессионалы способны здесь заблуждаться). Хотелось бы увидеть это и для паруса.
Очевидно, что способ решения таких задач для парусов был взят из аэродинамики крыла. Там имеется набегающий поток на крыло и нет никакого истинного ветра(ИВ), берут разные профили и ищут только подъёмную силу(ПС), т.к. силу тяги(СТ) создают разного рода двигатели. Этот набегающий поток в аэродинамике паруса становится вымпельным ветром(ВВ), который создаёт и ПС, и СТ. Поскольку ВВ образуется в результате векторной суммы встречного курсового ветра(КВ) и ИВ, то можно попробовать решить эту задачу для паруса, разложив ВВ на ИВ и КВ. ПС пропорциональна квадрату ВВ, соответственно ПС будет пропорциональна квадрату векторной суммы ИВ и КВ.
Возьмём для простоты курс галфинд, тогда квадрат суммы ИВ и КВ будет равен сумме квадратов ИВ и КВ и ПС будет равна сумме двух подъёмных сил от ИВ и КВ соответственно. Т.е. получается, что и ИВ, и КВ создают ПС. Как это возможно? Вроде как, на первый взгляд, КВ наоборот, из-за лобового сопротивления буера или яхты, только тормозит движение. Но, как я понимаю, на корпус буера и на парус КВ оказывает разное воздействие. Если, воздействуя на корпус, КВ мешает движению, то воздействуя на парус, даже при наличии некоего лобового сопротивления паруса, КВ создаёт также и ПС. Из аэродинамики известно, что ПС появляется в результате разницы давлений на наветренной и подветренной сторонах крыла/паруса. В случае с парусом, на галфинде, при большом КВ, парус располагается таким образом, что ИВ создаёт повышенное давление на наветренной стороне, а КВ, дующий вдоль подветренной стороны паруса, по закону Бернулли, создаёт пониженное давление на подветренной стороне паруса. Итого суммарное действие ИВ и КВ создаёт ПС, величина которой должна равняться той ПС, которая вычисляется через ВВ.
При рассмотрении случая с курсом бакштаг, если КВ разложить на две составляющие перпендикулярно и параллельно ИВ, то решение будет такое же, ПС будет равна тоже сумме двух подъёмных сил, одна ПС будет от перпендикулярной к ИВ проекции КВ, а другая ПС будет от разницы ИВ и параллельной к ИВ проекции КВ.
Кстати, если не трудно, поделитесь ссылкой, где теоретически показано, что сухопутная машина с пропеллером может обгонять ветер.