2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение12.11.2021, 19:04 
Заслуженный участник


18/09/21
1765
Emergency в сообщении #1538849 писал(а):
Во-первых, есть инструменты без клавиш
Рука дрогнула - и уже не то. А в пианино всё дискретно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение12.11.2021, 19:31 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
zykov в сообщении #1538850 писал(а):
Рука дрогнула - и уже не то. А в пианино всё дискретно.

Тем ценнее виртуоз скрипки или пения. И на настройщика не свалят.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение12.11.2021, 19:33 


17/10/16
4915
Emergency
Да просто интересная теоретическая математическая задача, которая показывает, как на самом деле непросто точно соблюдать вроде-бы несложные требования к соотношениям частот звуков. Меня все еще удивляет, что здесь нет строгого решения.

Я вот подумал, что современные электронные синтезаторы могли бы автоматически "гармонизировать" сочетания звуков, подстраивая частоты клавиш под контекст мелодии и гармонии. Может, они даже это делают.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение14.11.2021, 00:37 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


21/11/12
1968
Санкт-Петербург
sergey zhukov в сообщении #1538823 писал(а):
$$1....\frac{9}{8}....\frac{5}{4}....\frac{4}{3}....\frac{3}{2}....\frac{5}{3}....\frac{15}{8}....2$$
Даже в рамках 1-й октавы, заметьте, имеется "грязная" квинта: $\dfrac{5}{3}/\dfrac{9}{8}=\dfrac{40}{27}<\dfrac{3}{2}.$
sergey zhukov в сообщении #1538823 писал(а):
В результате клавиатура современного пианино стала "однородной" и "безликой": между любыми двумя соседними клавишами одинаковое соотношение частот, можно начинать играть откуда угодно и что угодно.
А. Н. Скрябин слышал тональности "цветными". Он с Вами бы не согласился.
Emergency в сообщении #1538849 писал(а):
А вот Высоцкому совершенно не мешало отчаянно фальшивить на своей гитаре, и для виду все время подкручивать колки.
Это уж совсем не справедливо. Производство муз. инструментов в СССР вменялось в нагрузку мебельным фабрикам, и даже лесхозам. То есть поближе к пилораме — за исключением "Красного Октября" (бывший "Беккер") и ф-ки Луначарского (бывший "Шрёдер"). Кто держал в руках банку за 8 руб., знает о чем я говорю. Эту гитару нельзя настроить даже теоретически. В 70-х стало возможным достать ГДР-овскую Кремону, если извернуться. Но. На Кремоне 6 струн, а Высоцкий играл на семиструнке. "Русская гитара" — совершенно отдельный инструмент с уникальными приемами игры и строем по соль-мажорному трезвучию. Я таких в магазинах не видел никогда, только на заказ. Интересно, где молодой Высоцкий в почти еще послевоенной Москве мог заказать гитару? Позже всякое бывало, конечно, но чтобы крутить колки "для виду"...

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение14.11.2021, 17:50 


17/10/16
4915
Andrey A в сообщении #1539101 писал(а):
А. Н. Скрябин слышал тональности "цветными". Он с Вами бы не согласился.

О, ну это уже за счет абсолютного слуха. Эффект уровнем выше. Я вот лично никогда не скажу, с какой ноты обычно играются даже очень известные вещи. Миллион раз их слышал, а если начинать подбирать на пианино - так вроде с любого места звучит правильно. Все варианты переберешь, и нет чувства "Да, вот с этой ноты! Как же я мог забыть!"

А вот если бы пианино было настроено, скажем, в чистом строе, то даже я, думаю, смог бы увидеть разницу в одной и той же мелодии, сыгранной от разных нот.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение15.11.2021, 11:45 


17/10/16
4915
Возьмем все дроби (большие 1, но меньшие 2) в диапазоне числителя и знаменателя до 20. Они будут располагаться в таблице внутри "клина":
Изображение

Желтые дроби - это все возможные целочисленные соотношения частот из этого "клина" (серые - это повторы тех же соотношений). Оранжевым отмечены все соотношения, которые реализует чистый строй и примерно реализует равномерно темперированный строй. Одно из соотношений ($\frac{45}{32}$ - тритон) в обоих строях тут не влезло и находится гораздо ниже.

Синим отмечены два соотношения, которые есть только в чистом строе (кроме того, в чистом строе есть еще пять дополнительных соотношений высокого порядка $\frac{32}{27}, \frac{40}{27}, \frac{27}{16}, \frac{27}{20}$ и $\frac{64}{45}$, (среди которых волчья квинта и кварта) которые тут не влезли).

Итого получается, что если не считать этих последних дробей высокого порядка, чистый строй содержит два соотношения, которых нет в равномерно темперированном строе. Но зато в равномерно темперированном строе все соотношения можно взять от каждой ноты, а в чистом - от выбранной ноты можно взять только некоторые из его соотношений.

Интересно, что все музыкальные соотношения лежат по границам "клина". А некоторые возможные соотношения, которые, казалось бы, должны быть "музыкальными", явно обходятся стороной (например, те, у которых есть семерка в числителе или знаменателе). Видимо, это связано с особым свойством числа 7 (при делении на 7 получается десятичная дробь с самым длинным периодом).

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение15.11.2021, 13:06 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
sergey zhukov в сообщении #1539172 писал(а):
вроде с любого места звучит правильно
В 60-70-е годы был такой приёмчик в популярной музыке: когда после двух минут исполнения незамысловатая мелодия уже исчерпывала себя, её повышали на полтона, чтобы освежить восприятие, так играли ещё минуту. Потом, бывало, и ещё раз на полтона повышали!

Жёсткая привязка к тональности — это для Скрябина.

-- Пн ноя 15, 2021 12:44:53 --

Интересно, насколько для людей с абсолютным слухом мелодия после транспозиции нетождественна исходной. Имеется в виду сдвиг на не слишком большие интервалы, до терции где-то.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение15.11.2021, 13:50 


17/10/16
4915
svv
Да это и сейчас используется нередко.

В связи с этим, кстати, вспомнил один удивительный эффект - бесконечно повышающийся (или понижающийся) тон Шепарда. Он и на слух звучит довольно интересно, а вот математический прием, которым получается его спектр, вообще весьма необычный. Спектр этого сигнала - фрактал, в точности самоподобный при целочисленном увеличении. Так что математически этот звук действительно "меняется и остается прежним" (физически, конечно, этого в точности не реализовать, т.к. этот спектр имеет бесконечную мощность. Приходится жертвовать точным самоподобием).

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение15.11.2021, 19:10 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/08
10910
Crna Gora
Спасибо, раньше не слышал, очень интересно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение21.11.2021, 14:53 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
sergey zhukov в сообщении #1538860 писал(а):
Я вот подумал, что современные электронные синтезаторы могли бы автоматически "гармонизировать" сочетания звуков, подстраивая частоты клавиш под контекст мелодии и гармонии. Может, они даже это делают.

Вообще-то делают наоборот - стараются исказить звуки, насытить из обертонами и т.п. От этого звучание инструмента становится богаче. Если вы вспомните звучание первых ЭМИ (терменвокс, ионику), которые давали хоть и не чистую синусоиду, но с коэффициентом гармоник менее 5%, то согласитесь, что этот убогий звук слишком беден, чтобы считаться музыкальным.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение21.11.2021, 22:18 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7134
sergey zhukov в сообщении #1538860 писал(а):
Я вот подумал, что современные электронные синтезаторы могли бы автоматически "гармонизировать" сочетания звуков, подстраивая частоты клавиш под контекст мелодии и гармонии. Может, они даже это делают.

Emergency в сообщении #1540040 писал(а):
Вообще-то делают наоборот - стараются исказить звуки, насытить из обертонами и т.п. От этого звучание инструмента становится богаче.

Идея в том, чтобы заменить приблизительные аккорды точными. Ведь расстроенное пианино красивей настроенного не играет. Обертоны тоже нужны. Но тоже точные. Или вы хотите сказать, что слишком хорошо настроенное пианино будет играть неинтересно?

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение22.11.2021, 14:42 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
мат-ламер в сообщении #1540078 писал(а):
Или вы хотите сказать, что слишком хорошо настроенное пианино будет играть неинтересно?

Именно так. Поэтому пианино настраивает настройщик, а не электронщик.
У каждого инструмента есть свой характер, и классный настройщик его учитывает, добиваясь не "правильного" звука, а красивого. Когда я услышал как настройщик играет на моем пианино Баха, я просто обалдел. До этого настройщика были еще трое, после которых идеально звучал только чижик-пыжик.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение22.11.2021, 16:42 


17/10/16
4915
Emergency
Думаю, процесс настройки пианино при желании можно формализовать довольно точно. Вот, например, энтропийная настройка, которая выше упоминалась.

Для объективного сравнения качества чего бы то ни было (в том числе и настройки пианино) нужны слепые тесты. Они позволяют отделить эффекты "я слышу, что это звучит хорошо/плохо" от "я знаю, что это должно звучать хорошо/плохо".

Пожалуй, многие люди ориентируются в основном на второе, объясняя свой выбор тем не менее первым. Я так думаю.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение10.12.2021, 21:58 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
Судя по тому, что пишут здесь, энтропийная настройка при желании может что-то формаизовать, но не может настроить.

 Профиль  
                  
 
 Re: Равномерно темперированный строй в музыке
Сообщение12.12.2021, 20:47 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


11/03/08
9976
Москва
Цитата:
Русский простолюдин с музыкальным дарованием, у которого ухо ещё не испорчено ни уличными шарманками, ни итальянскою оперою, поёт весьма верно; и по собственному чутью берёт интервал весьма отчётливо, разумеется, не в нашей уродливой темперированной гамме <...> Я записывал с голоса [известного нашего русского певца Ивана Евстратиевича Молчанова, человека с чудною музыкальною организациею] весьма интересную песню: «У Троицы, у Сергия, было под Москвою» <...> заметил, что Si певца никак не подходит к моему фортепианному Si; и Молчанов также заметил, что здесь что-то не то... Это навело меня на мысль устроить фортепиано нетемперированное в такой системе, как обыкновенное. За основание я принял естественную гамму, вычисленную акустическими логарифмами по методе Прони; в этом энгармоническом клавицине все квинты чистые, диезы, отмеченные красным цветом, отделены от бемолей и по невозможности в самом механизме инструмента, я пожертвовал faЬ и utЬ, чтобы сохранить si# и mi#, потому что наши народные певцы — по непонятной для меня причине поют более в диезных нежели в бемольных тонах

(князь Владимир Одоевский)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ ... dmayer.jpg
Инструмент с 84 клавишами на октаву.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 47 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: photon, whiterussian, profrotter, Jnrty, Aer, Парджеттер, Eule_A, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group