Возьмем все дроби (большие 1, но меньшие 2) в диапазоне числителя и знаменателя до 20. Они будут располагаться в таблице внутри "клина":
Желтые дроби - это все возможные целочисленные соотношения частот из этого "клина" (серые - это повторы тех же соотношений). Оранжевым отмечены все соотношения, которые реализует чистый строй и примерно реализует равномерно темперированный строй. Одно из соотношений (
- тритон) в обоих строях тут не влезло и находится гораздо ниже.
Синим отмечены два соотношения, которые есть только в чистом строе (кроме того, в чистом строе есть еще пять дополнительных соотношений высокого порядка
и
, (среди которых волчья квинта и кварта) которые тут не влезли).
Итого получается, что если не считать этих последних дробей высокого порядка, чистый строй содержит два соотношения, которых нет в равномерно темперированном строе. Но зато в равномерно темперированном строе все соотношения можно взять от каждой ноты, а в чистом - от выбранной ноты можно взять только некоторые из его соотношений.
Интересно, что все музыкальные соотношения лежат по границам "клина". А некоторые возможные соотношения, которые, казалось бы, должны быть "музыкальными", явно обходятся стороной (например, те, у которых есть семерка в числителе или знаменателе). Видимо, это связано с особым свойством числа 7 (при делении на 7 получается десятичная дробь с самым длинным периодом).