chislo_avogadroНу почему же. Книга хорошая. Я вот ее читаю (правда, начал ее смотреть после упоминания
amon)
Теорему Жуковского для бесконечного крыла Прандтль доказывает на стр.120, и там все получается именно так, как в двумерном идеальном случае: подьемная сила перпендикулярна направлению потока на бесконечности, силы сопротивления и затрат энергии на полет нет. Он там, кстати, говорит то, что
amon уже приводил в качестве цитаты:
Цитата:
При движении самолета движущиеся вниз массы воздуха создаются вихревой системой, оставляемой позади себя крылом. Однако теперь, в отличии от случая геликоптерного винта, разностью давлений в нисходящем потоке воздуха пренебрегать нельзя, и поэтому получаются более сложные соотношения. Следовательно, реакция воздуха на крыло, т.е. подьемная сила крыла, будет определяться не только изменением количества движения отбрасываемой массы воздуха, но также разностью давлений в струе, и поэтому от формы контрольной поверхности будет зависеть, какая доля подьемной силы будет возникать за счет изменения количества движения и какая доля - за счет давления.
Я это замечание плохо понимал, и поэтому (когда рисовал картинку обтекания вращающегося цилиндра) говорил только о том, какой поток импульса втекает в контрольную поверхность с потоком справа и вытекает слева. На самом же деле это только часть подьемной силы. Вторая часть возникает от разного давления по поверхности контрольного цилиндра (из-за разной скорости пересекающих ее потоков в разных местах). Вот их сумма не зависит от формы контрольной поверхности. В частности, если контрольную поверхность провести прямо по поверхности цилиндра, то подьемная сила обеспечивается только разностью давлений по контрольной поверхности. А если эта поверхность бесконечно велика - то только потоком импульса , втекающим и вытекающим с потоком среды. Т.е. есть возможность выбором контрольной поверхности свести подьемную силу либо к чистому потоку импульса, который переносится потоком через поверхность, либо к чистой разности давлений по разным участкам этой поверхности, либо к их комбинации.
Начиная с 282 стр. Прандтль рассматривает крыло конечного размаха, и здесь действительно все выглядит так, как будто крыло - реактивный двигатель. Во первых, Прандтль получает формулу для минимально возможной силы индуктивного сопротивления. Если крыло размаха
в потоке с динамическим давлением
имеет подьемную силу
, то сила сопротивления
даже в идеальной жидкости не может быть меньше, чем:
Очевидно, что сверху сила сопротивления при заданной подьемной силе не ограничена (всегда можно возбудить в потоке сколько угодно бесполезных вихрей). Но снизу она ограничена, причем минимальна она тогда, когда поток сходит с одной и той же вертикальной скоростью по всей длине крыла. Это совпадает с условием "максимальный импульс при минимальной энергии", о чем
zykov выше говорил.
Здесь уже прямо рассматривается ситуация, когда на крыло набегает именно горизонтальный поток среды, который отклоняется на крыле на угол
. Тогда, очевидно, такой поток не несет с собой вертикального импульса, и весь уносимый импульс заключается в вертикальном импульсе потока, сходящего с крыла.
Дальше Прандтль говорит, что подьемная сила может быть вычислена здесь из простого предположения о том, что крыло сообщает неподвижному воздуху в трубе диаметром с размах крыла вертикальный импульс, направленный вниз, т.е. работает так, как это и предполагает большинство людей.
Из этого можно сделать такой вывод:
1. Объяснение работы крыла и в двумерном, и в трехмерном случаях зависит от формы контрольной поверхности. В зависимости от способа ее выбора можно получить, что одно и то же крыло либо поддерживается разностью давлений, либо разностью импульса потоков втекающей и вытекающей среды, либо и тем и другим;
2. В плоском случае сопротивления действительно нет и двигатель крылу не нужен (если рассматривать уже движущееся крыло в стационарном потоке);
3. В трехмерном случае энергия крыла действительно отдается в поток, чтобы создавать подьемную силу. При этом ее можно уменьшить, увеличивая размах крыла (максимальный импульс при минимальной энергии). При заданном размахе крыла, весе самолета и скорости полета сила сопротивления не может быть меньше некоторого минимума, т.к. этот минимум и является причиной подьемной силы. При этом опять же возможно по разному проводить контрольные поверхности вокруг крыла и получать обьяснение подьемной силы либо как результат разности давления, либо как результат переноса импульса потоком через поверхность.