2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему
 
 Система обучения математике по Шаталову
Сообщение05.07.2021, 17:16 


06/09/12
890
А жива ли сегодня эта система? Насколько я помню, там основной упор делался на опорные конспекты, которые в сжатом виде содержали огромный материал. И если эти конспекты многократно воспроизводить и постоянно использовать, то учебный материал вроде как легко и прочно укладывается в голове. Нам в свое время говорили, что система Шаталова в свое время была невероятно популярна, где-то в 90-е годы. А сейчас-то где она? Работают ли по ней школы?

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение11.07.2021, 23:07 


11/12/13

173
Системой обучения по Шаталову пользуюсь десятки лет - эффективно и навсегда закрепляет в памяти изучаемый материал. Для себя обнаружил некоторые условия работы с ней, обеспечивающие максимальный эффект.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 06:11 


06/09/12
890
Klark в сообщении #1525807 писал(а):
Для себя обнаружил некоторые условия работы с ней, обеспечивающие максимальный эффект.

А что это за условия?

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 08:05 


11/12/13

173
1. Диета с церебринами, без которых долговременная память не работает, моё личное мнение об этом, но когда-то в Армении выпускался липоцеребрин, который предлагался без каких-либо ограничений пенсионерам с проблемами работы мозга (склероз).
2. Существует ограничение по объёму информации по одной тематике. Например, инженерный софт программы AutoCad, который пришлось изучить и работать о с ним многие годы. На полноценное изучение необходимо несколько лет постоянной работы с ним.
3. Доброжелательное отношение окружающих и востребованность результатов работы.
4. Физические нагрузки в фитнес зале и соответствующая диета для этого - минимальное количество суррогатных продуктов от современных менеджеров. Объём или продолжительность занятий 2-3 раза в неделю и 1000 килокалорий, по счётчику тренажёра беговой дорожки, в течение 2 часов за одно занятие.
5. Необходимо исключить возможность наложения похожей по тематике информации по разным направлениям - сложно писать конспекты по ним. Время перехода с одной темы на другую не менее суток.
6. Работать только с компаньонами, которые умеют думать, что самое сложное - "2 процента людей — думает, 3 процента — думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать" (Бернард Шоу).

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 08:29 


06/09/12
890
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
1. Диета с церебринами
Странно. Это же гомеопатия.
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
пенсионерам с проблемами работы мозга
Речь же не о пенсионерах.
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
На полноценное изучение необходимо несколько лет постоянной работы с ним.
Это совсем другое. И тоже странно. Освоить AutoCAD молодому человеку - пара-тройка месяцев от силы.
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
3. Доброжелательное отношение окружающих и востребованность результатов работы.
Ну это, наверное, в любой системе так.
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
4. Физические нагрузки в фитнес зале и соответствующая диета для этого
Это вроде тоже не про школьную систему обучения.
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
5. Необходимо исключить возможность наложения похожей по тематике информации по разным направлениям
Это непонятно. Речь конкретно о школьной математике.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 13:16 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
Не совсем ответ на заданный вопрос, но...

Меня когда-то таким образом пытались учить математике (еще в 80-е годы). :-) Пожалуй, ничего, кроме непонимания, зачем это все нужно, оно не вызывало.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 14:05 


06/09/12
890
Pphantom в сообщении #1525863 писал(а):
Пожалуй, ничего, кроме непонимания, зачем это все нужно, оно не вызывало.
Вероятно, сильному ученику система только мешает. Но вопрос в том, насколько она работоспособна для среднестатистического ученика, без способностей и явного желания.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 15:14 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
statistonline в сообщении #1525868 писал(а):
Но вопрос в том, насколько она работоспособна для среднестатистического ученика, без способностей и явного желания.
По впечатлениям одноклассников - примерно так же.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 16:07 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/09
7132
Качнул книгу Шаталова "Стереометрия" - http://library.lol/main/5AB5F754B1708F08D40A208AE8D9BE10 . Я ничего не понял в его картинках. Он вроде хочет, чтобы ученики запоминали доказательства в стереометрии. Когда я учился, о запоминании доказательств в этой науке не заморачивался, потому как думал, что мне это не надо. Оно так и оказалось. Больше упор делал на методах решения задач. По крайней мере это пригодилось при поступлении в ВУЗ. Вроде как система опорных конспектов (хотя система Шаталова не только про это), это про то, как запоминать. Хотя математика для меня, это про то, как понимать, а не запоминать. Но вот, если бы сейчас мне понадобилось выучить за ограниченное время химию или биологию, то я бы подумал, что понимание пониманием, а кое-что конкретное помнить очень даже надо и это не просто. И как это запоминание оптимальным образом организовать, тоже наука.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 20:00 


11/12/13

173
statistonline в сообщении #1525868 писал(а):
Но вопрос в том, насколько она работоспособна для среднестатистического ученика (СУ), без способностей и явного желания.

Пришлось когда-то срочно восстанавливать навыки письма и запоминания информации у СУ...
Небольшая, минута-две, лекция о простоте и надёжности способа и далее на чистом листе чёткими буквами последовательно, с комментариями и медленно, "решается", например, задача деления двух чисел в столбик. Количество внешних раздражителей должно быть минимизировано. Через минуту перед СУ ложится чистый лист бумаги, написанное закрывается, а СУ предлагается воспроизвести только что написанный пример, упоминая при этом простоту и предположительную легкость предлагаемой задачи.
Если у СУ не получилось повторить, то весь процесс повторяется снова и снова... Обычно с третьего раза СУ в точности выполнит поставленную перед ним "задачу".
Упомянутая ранее диета состоит из бульона, сваренного из трубчатых костей на самом медленном огне. Сам бульон для ребёнка не представляет "интереса" - в нём отвариваются, например, макароны или картошка. Если такая "кулинария" Вас заинтересует, то можно добавить ещё несколько рецептов... В дополнение к сказанному о церебринах из Армении - их выпускал мясо-консервный комбинат... Сегодня же такие бульоны постоянно готовлю для своей семьи и на долговременную память не жалуюсь.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 20:12 


20/03/14
12041
Klark в сообщении #1525923 писал(а):
Упомянутая ранее диета состоит из бульона, сваренного из трубчатых костей на самом медленном огне. Сам бульон для ребёнка не представляет "интереса" - в нём отвариваются, например, макароны или картошка. Если такая "кулинария" Вас заинтересует, то можно добавить ещё несколько рецептов... В дополнение к сказанному о церебринах из Армении - их выпускал мясо-консервный комбинат... Сегодня же такие бульоны постоянно готовлю для своей семьи и на долговременную память не жалуюсь.

Пожалуйста, давайте придерживаться направленности раздела и говорить об образовании.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение14.07.2021, 05:50 


06/09/12
890
мат-ламер в сообщении #1525890 писал(а):
Вроде как система опорных конспектов (хотя система Шаталова не только про это), это про то, как запоминать.
Вот это и смущает, особенно, если учесть вот это:
Klark в сообщении #1525923 писал(а):
СУ предлагается воспроизвести только что написанный пример
Какая-то дрессировка выходит. Ну хорошо, запомнил - это первая задача. А где в его системе "разобрался" - я так и не разобрался. Но запоминать максимум всего, что только можно - это какая-то странная цель обучения. Еще, как мне кажется, выходит почти двойная нагрузка на преподавателя: и к уроку готовиться, как в обычной системе, и придумывать и рисовать эти самые опорные конспекты.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение14.07.2021, 13:58 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/06/08
2337
МО
Я так понимаю, в знаменитой системе "теорминимум Ландау" что-то похожее.
Читал как-то, уже не помню, где, что однажды на сдаче помощник Ландау, принимающий экзамен, увидел, что чел совершенно ничего не понимает и просто механически воспроизводит прочитанное. Принимающий незначительно скорректировал задачу, и сдающий тут же "поплыл". За такую инициативу принимающий получил от Дау нагоняй, а на жалобное "Ну он же ничего не понимает" услышал ответ "А это и не требуется".

Добавлю, что нечто подобное устраивал преподаватель высшмата И.Г.Шомполов на семинарских занятиях по урматам в МФТИ. Принес конспект и сказал, что все его должны переписать, каждый себе.
За эффективность не скажу, более-менее все, что в том конспекте было, я уже знал, но и списать тащемта было не в лом.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение27.07.2021, 03:33 
Заслуженный участник


29/12/14
504

(Оффтоп)

пианист в сообщении #1526068 писал(а):
Я так понимаю, в знаменитой системе "теорминимум Ландау" что-то похожее.
Читал как-то, уже не помню, где, что однажды на сдаче помощник Ландау, принимающий экзамен, увидел, что чел совершенно ничего не понимает и просто механически воспроизводит прочитанное. Принимающий незначительно скорректировал задачу, и сдающий тут же "поплыл". За такую инициативу принимающий получил от Дау нагоняй, а на жалобное "Ну он же ничего не понимает" услышал ответ "А это и не требуется".

Описываемый помощник -- Алексей Алексеевич Абрикосов. Как мне кажется, этот эпизод иллюстрирует скорее не взгляд Льва Давидовича на зубрёжку, а его несколько утилитарное отношение к математике. Ему же приписывают и утверждения в духе, мол, если из математики выбросить все теоремы существования, на физике это никак не отразится. Причём, подозреваю, сам Ландау, как любой (мягко говоря) хороший физик-теоретик, математику очень любил. Но при этом понимал, что её роль в физике (особенно тех лет и уж особенно в случае взятия всяких интегралов) в конечном итоге сводится к тому, чтобы "get shit done". Впрочем, по воспинаниям Ахиезера, подстановки Эйлера Ландау при этом не любил и считал, что нужно каждый раз придумывать какой-то трюк, а не слепо следовать рецепту замены переменной по Эйлеру. Так что, видимо, взгляды на это дело у него были не так однозначны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение27.07.2021, 16:41 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


03/06/08
2337
МО
Тоже, конечно, возможно.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ] 

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group