2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




 
 Система обучения математике по Шаталову
Сообщение05.07.2021, 17:16 
А жива ли сегодня эта система? Насколько я помню, там основной упор делался на опорные конспекты, которые в сжатом виде содержали огромный материал. И если эти конспекты многократно воспроизводить и постоянно использовать, то учебный материал вроде как легко и прочно укладывается в голове. Нам в свое время говорили, что система Шаталова в свое время была невероятно популярна, где-то в 90-е годы. А сейчас-то где она? Работают ли по ней школы?

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение11.07.2021, 23:07 
Системой обучения по Шаталову пользуюсь десятки лет - эффективно и навсегда закрепляет в памяти изучаемый материал. Для себя обнаружил некоторые условия работы с ней, обеспечивающие максимальный эффект.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 06:11 
Klark в сообщении #1525807 писал(а):
Для себя обнаружил некоторые условия работы с ней, обеспечивающие максимальный эффект.

А что это за условия?

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 08:05 
1. Диета с церебринами, без которых долговременная память не работает, моё личное мнение об этом, но когда-то в Армении выпускался липоцеребрин, который предлагался без каких-либо ограничений пенсионерам с проблемами работы мозга (склероз).
2. Существует ограничение по объёму информации по одной тематике. Например, инженерный софт программы AutoCad, который пришлось изучить и работать о с ним многие годы. На полноценное изучение необходимо несколько лет постоянной работы с ним.
3. Доброжелательное отношение окружающих и востребованность результатов работы.
4. Физические нагрузки в фитнес зале и соответствующая диета для этого - минимальное количество суррогатных продуктов от современных менеджеров. Объём или продолжительность занятий 2-3 раза в неделю и 1000 килокалорий, по счётчику тренажёра беговой дорожки, в течение 2 часов за одно занятие.
5. Необходимо исключить возможность наложения похожей по тематике информации по разным направлениям - сложно писать конспекты по ним. Время перехода с одной темы на другую не менее суток.
6. Работать только с компаньонами, которые умеют думать, что самое сложное - "2 процента людей — думает, 3 процента — думает, что они думают, а 95 процентов людей лучше умрут, чем будут думать" (Бернард Шоу).

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 08:29 
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
1. Диета с церебринами
Странно. Это же гомеопатия.
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
пенсионерам с проблемами работы мозга
Речь же не о пенсионерах.
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
На полноценное изучение необходимо несколько лет постоянной работы с ним.
Это совсем другое. И тоже странно. Освоить AutoCAD молодому человеку - пара-тройка месяцев от силы.
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
3. Доброжелательное отношение окружающих и востребованность результатов работы.
Ну это, наверное, в любой системе так.
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
4. Физические нагрузки в фитнес зале и соответствующая диета для этого
Это вроде тоже не про школьную систему обучения.
Klark в сообщении #1525822 писал(а):
5. Необходимо исключить возможность наложения похожей по тематике информации по разным направлениям
Это непонятно. Речь конкретно о школьной математике.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 13:16 
Не совсем ответ на заданный вопрос, но...

Меня когда-то таким образом пытались учить математике (еще в 80-е годы). :-) Пожалуй, ничего, кроме непонимания, зачем это все нужно, оно не вызывало.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 14:05 
Pphantom в сообщении #1525863 писал(а):
Пожалуй, ничего, кроме непонимания, зачем это все нужно, оно не вызывало.
Вероятно, сильному ученику система только мешает. Но вопрос в том, насколько она работоспособна для среднестатистического ученика, без способностей и явного желания.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 15:14 
statistonline в сообщении #1525868 писал(а):
Но вопрос в том, насколько она работоспособна для среднестатистического ученика, без способностей и явного желания.
По впечатлениям одноклассников - примерно так же.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 16:07 
Аватара пользователя
Качнул книгу Шаталова "Стереометрия" - http://library.lol/main/5AB5F754B1708F08D40A208AE8D9BE10 . Я ничего не понял в его картинках. Он вроде хочет, чтобы ученики запоминали доказательства в стереометрии. Когда я учился, о запоминании доказательств в этой науке не заморачивался, потому как думал, что мне это не надо. Оно так и оказалось. Больше упор делал на методах решения задач. По крайней мере это пригодилось при поступлении в ВУЗ. Вроде как система опорных конспектов (хотя система Шаталова не только про это), это про то, как запоминать. Хотя математика для меня, это про то, как понимать, а не запоминать. Но вот, если бы сейчас мне понадобилось выучить за ограниченное время химию или биологию, то я бы подумал, что понимание пониманием, а кое-что конкретное помнить очень даже надо и это не просто. И как это запоминание оптимальным образом организовать, тоже наука.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 20:00 
statistonline в сообщении #1525868 писал(а):
Но вопрос в том, насколько она работоспособна для среднестатистического ученика (СУ), без способностей и явного желания.

Пришлось когда-то срочно восстанавливать навыки письма и запоминания информации у СУ...
Небольшая, минута-две, лекция о простоте и надёжности способа и далее на чистом листе чёткими буквами последовательно, с комментариями и медленно, "решается", например, задача деления двух чисел в столбик. Количество внешних раздражителей должно быть минимизировано. Через минуту перед СУ ложится чистый лист бумаги, написанное закрывается, а СУ предлагается воспроизвести только что написанный пример, упоминая при этом простоту и предположительную легкость предлагаемой задачи.
Если у СУ не получилось повторить, то весь процесс повторяется снова и снова... Обычно с третьего раза СУ в точности выполнит поставленную перед ним "задачу".
Упомянутая ранее диета состоит из бульона, сваренного из трубчатых костей на самом медленном огне. Сам бульон для ребёнка не представляет "интереса" - в нём отвариваются, например, макароны или картошка. Если такая "кулинария" Вас заинтересует, то можно добавить ещё несколько рецептов... В дополнение к сказанному о церебринах из Армении - их выпускал мясо-консервный комбинат... Сегодня же такие бульоны постоянно готовлю для своей семьи и на долговременную память не жалуюсь.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение12.07.2021, 20:12 
Klark в сообщении #1525923 писал(а):
Упомянутая ранее диета состоит из бульона, сваренного из трубчатых костей на самом медленном огне. Сам бульон для ребёнка не представляет "интереса" - в нём отвариваются, например, макароны или картошка. Если такая "кулинария" Вас заинтересует, то можно добавить ещё несколько рецептов... В дополнение к сказанному о церебринах из Армении - их выпускал мясо-консервный комбинат... Сегодня же такие бульоны постоянно готовлю для своей семьи и на долговременную память не жалуюсь.

Пожалуйста, давайте придерживаться направленности раздела и говорить об образовании.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение14.07.2021, 05:50 
мат-ламер в сообщении #1525890 писал(а):
Вроде как система опорных конспектов (хотя система Шаталова не только про это), это про то, как запоминать.
Вот это и смущает, особенно, если учесть вот это:
Klark в сообщении #1525923 писал(а):
СУ предлагается воспроизвести только что написанный пример
Какая-то дрессировка выходит. Ну хорошо, запомнил - это первая задача. А где в его системе "разобрался" - я так и не разобрался. Но запоминать максимум всего, что только можно - это какая-то странная цель обучения. Еще, как мне кажется, выходит почти двойная нагрузка на преподавателя: и к уроку готовиться, как в обычной системе, и придумывать и рисовать эти самые опорные конспекты.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение14.07.2021, 13:58 
Аватара пользователя
Я так понимаю, в знаменитой системе "теорминимум Ландау" что-то похожее.
Читал как-то, уже не помню, где, что однажды на сдаче помощник Ландау, принимающий экзамен, увидел, что чел совершенно ничего не понимает и просто механически воспроизводит прочитанное. Принимающий незначительно скорректировал задачу, и сдающий тут же "поплыл". За такую инициативу принимающий получил от Дау нагоняй, а на жалобное "Ну он же ничего не понимает" услышал ответ "А это и не требуется".

Добавлю, что нечто подобное устраивал преподаватель высшмата И.Г.Шомполов на семинарских занятиях по урматам в МФТИ. Принес конспект и сказал, что все его должны переписать, каждый себе.
За эффективность не скажу, более-менее все, что в том конспекте было, я уже знал, но и списать тащемта было не в лом.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение27.07.2021, 03:33 

(Оффтоп)

пианист в сообщении #1526068 писал(а):
Я так понимаю, в знаменитой системе "теорминимум Ландау" что-то похожее.
Читал как-то, уже не помню, где, что однажды на сдаче помощник Ландау, принимающий экзамен, увидел, что чел совершенно ничего не понимает и просто механически воспроизводит прочитанное. Принимающий незначительно скорректировал задачу, и сдающий тут же "поплыл". За такую инициативу принимающий получил от Дау нагоняй, а на жалобное "Ну он же ничего не понимает" услышал ответ "А это и не требуется".

Описываемый помощник -- Алексей Алексеевич Абрикосов. Как мне кажется, этот эпизод иллюстрирует скорее не взгляд Льва Давидовича на зубрёжку, а его несколько утилитарное отношение к математике. Ему же приписывают и утверждения в духе, мол, если из математики выбросить все теоремы существования, на физике это никак не отразится. Причём, подозреваю, сам Ландау, как любой (мягко говоря) хороший физик-теоретик, математику очень любил. Но при этом понимал, что её роль в физике (особенно тех лет и уж особенно в случае взятия всяких интегралов) в конечном итоге сводится к тому, чтобы "get shit done". Впрочем, по воспинаниям Ахиезера, подстановки Эйлера Ландау при этом не любил и считал, что нужно каждый раз придумывать какой-то трюк, а не слепо следовать рецепту замены переменной по Эйлеру. Так что, видимо, взгляды на это дело у него были не так однозначны.

 
 
 
 Re: Система обучения математике по Шаталову
Сообщение27.07.2021, 16:41 
Аватара пользователя
Тоже, конечно, возможно.

 
 
 [ Сообщений: 15 ] 


Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group