2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Акселерометр, определение поворота
Сообщение21.05.2021, 18:18 


07/03/11
690
Задача: в машине закреплен сенсор с датчиками акселерометра, гироскопа и прочими. Нужно найти поворот координат сенсора в координаты авто.

Решение (в идеальных условиях): при движении прямо гироскоп будет показывать нулевое ускорение. Следовательно, выбираем участок данных, для которого норма гироскопа равна 0, берем соответствующие ему данные акселерометра $\mathbf a^1, ..., \mathbf a^T \in \mathbb R^3$ и поворачиваем их на угол $\mathbf R$ такой, чтоб $\sum _t \|\mathbf R\mathbf a^t - (0, \cdot, g)\| \to \min$, где $\|\mathbf a\| = \sqrt{a_x^2 + a_z^2}$ и $g = 9.807$.

Дальше я опишу проблемы из-за которых данное решение не работает.

Проблема 1: $g \neq 9.807$. Акселерометр может имеет некоторую погрешность, т.е. в реальности $g = 9.807 \pm 0.2$.

Проблема 2: Данные содержат шум, т.е. в реальности мы наблюдаем не $\mathbf a$, а $\mathbf a^\star = \mathbf a + \varepsilon$, где $\varepsilon \sim \mathcal N(0, \sigma ^2 \mathbf I)$. То же самое с гироскопом. Шум вызван работой мотора и качеством дороги.

Проблема 3: шум нестационарный, т.е. $\varepsilon = \varepsilon _t \sim \mathcal N(0, \sigma _t^2 \mathbf I)$.

Вопросы:
1. Как оценить $g$?
2. Как найти матрицу поворота?
3. Можно ли разделить данные на (сигнал + шум) в условиях нестационарного шума?
4. Как использовать данные, в которых гироскоп не равен 0?
5. Какие предположения из физики движения авто можно сделать, помимо: авто движется в двумерной плоскости, при ускорении/торможении гироскоп не меняется?

(Оффтоп)

Пока оцениваю так: $\hat g =\frac {1}{|S|} \sum _{t\in S} \|\mathbf a _t\|$, где $S = \{t \mid \|\mathbf g_t\| < \theta \}$, где $\mathbf g_t$ -- данные гироскопа, а $\theta \in \mathbb R$ -- параметр. После этого использую решение в идеальных условиях, используя множество $t\in S$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Акселерометр, определение поворота
Сообщение21.05.2021, 18:42 


05/09/16
12066
Мне кажется, что инерциальная система навигации на основе датчиков смартфона будет слишком неточной, максимум десяток-другой секунд. Это если из практических сображений.
vlad_light в сообщении #1519431 писал(а):
при ускорении/торможении гироскоп не меняется?
Вот это как-то сомнительно, если датчик электронный.

 Профиль  
                  
 
 Re: Акселерометр, определение поворота
Сообщение21.05.2021, 18:48 
Заслуженный участник


20/08/14
11780
Россия, Москва
Почему определение углов монтажа датчиков необходимо делать в движении? Что мешает провести калибровку в покое на горизонтальной поверхности? Это даст вектор вертикали и величину $g$. Потом проехать строго вперёд (или назад) несколько метров, это даст продольный угол ускорения. Третий угол перпендикулярен этим двум и однозначен (с точностью до правой-левой системы координат).
Аналогично можно придумать методику калибровки и гироскопа если нужно.

Кстати к обозначенным проблемам можно добавить и ещё одну: движение не по горизонтали. И если движение в горку или с горки ещё можно определить, то движение с креном определить лишь по датчикам проблематично.

Насчёт помех от мотора, подвески, дороги. От мотора помехи достаточно высокочастотные, значит сглаживанием (можно поиграться с методами) они ослабятся. Помехи от подвески и дороги существенно низкочастотнее и сглаживание может не сильно помочь, но зато они резко нерегулярные (кроме колебаний подвески понятно, что можно учесть отдельно), а значит можно пытаться построить корреляционную форму (не знаю как это правильно называется) для достаточно длинных участков движения (сотни метров и более), чтобы все нерегулярные выбросы сглаживались.
Ну а если есть информация о скорости, об оборотах двигателя, об угле поворота руля или колёс, от GPS — всё это можно дополнительно учесть и использовать.

UPD. Мда, если это и правда лишь смартфон в держалке, то проблема существенно усложняется. Ну тогда привлечь GPS и подгонкой параметров втиснуть кривую с датчиков в реальные координаты траектории (уж начало и конец можно получить весьма точно).

 Профиль  
                  
 
 Re: Акселерометр, определение поворота
Сообщение21.05.2021, 18:52 
Аватара пользователя


07/03/16

3167
Акселерометр в автомобиле (применение в системе ESP, видеорегистраторе и т.д.)
Акселерометры активно применяются когда скорость измерения важнее точности. Иначе - применяют GPS. Но не всегда - военные не любят зависеть от американской системы, поэтому в ракетах для навигации применяют прецизионные акселерометры.
Не знаю как сейчас, а раньше акселерометры для населения были запрещены - власти боялись рассекречивания точной трехмерной карты метро.

 Профиль  
                  
 
 Re: Акселерометр, определение поворота
Сообщение21.05.2021, 20:02 


07/03/11
690
Dmitriy40 в сообщении #1519433 писал(а):
Мда, если это и правда лишь смартфон в держалке, то проблема существенно усложняется. Ну тогда привлечь GPS и подгонкой параметров втиснуть кривую с датчиков в реальные координаты траектории (уж начало и конец можно получить весьма точно).

Да, может быть даже хуже -- телефон в кармане, т.е. не закреплен. Собственно, пока делаю разную магию с GPS и фильтрами, но получается так себе: на одном примере работает хорошо, на другом так себе.
Нашел еще один критерий: если машина тормозит, то скорее всего движется в одном направлении.
Накидайте, пожалуйста, еще идей, связанных с физикой вождения.

 Профиль  
                  
 
 Re: Акселерометр, определение поворота
Сообщение21.05.2021, 22:45 


05/09/16
12066
vlad_light в сообщении #1519442 писал(а):
Накидайте, пожалуйста, еще идей, связанных с физикой вождения.
Есть ещё такая идея, что линии магниного поля Земли могут служить некоторой проверкой остальных датчиков. Но это надо проверять, все-таки много электричества в машине, да и железа не мало как внутри так может и снаружи.

-- 21.05.2021, 22:47 --

vlad_light в сообщении #1519442 писал(а):
Нашел еще один критерий: если машина тормозит, то скорее всего движется в одном направлении.
Вы сами-то водите? :mrgreen:

Кстати. Есть такая штука phyphox посмотрите вот тут https://phyphox.org или в плейсторе/апсторе.
Это типа регистратора всяких разных датчиков и последующих вычислений. Можно данные и выгрузить для внешних вычислений.

В качестве примера там у них кажется есть расчет куда поднялся лифт исходя из записанных ускорений. Проверить легко: один этаж это три метра ровно (ну у меня дом именно такой по крайней мере).
Попробуйте.

 Профиль  
                  
 
 Re: Акселерометр, определение поворота
Сообщение21.05.2021, 23:32 
Заслуженный участник


20/08/14
11780
Россия, Москва
vlad_light в сообщении #1519442 писал(а):
Да, может быть даже хуже -- телефон в кармане, т.е. не закреплен.
Не сказал бы что это хуже, интегралы же будут сохраняться, ну, конечно пока телефон не улетит из машины прочь. ;-) Зато мягкое крепление будет гасить высокочастотный шум от того же двигателя.
А вот то что матрица поворота может меняться во времени более-менее независимо от эволюций корпуса машины (человек имеет привычку крутиться и перемещаться) — вряд ли Вы как-то обойдёте. И вовсе не факт что датчики телефона (кроме компаса и GPS) почувствуют достаточно медленное перемещение/поворот, им просто чувствительности может не хватить или всё будет забито шумом.

Такое ощущение что это XY-проблема: при наличии GPS решать непонятно какую задачу с помощью акселерометра с гироскопом ... Нет, можно конечно, но смотря какую. Вы бы обрисовали реальную задачу, а не её подзадачу с матрицей поворота, а? Т.е. что именно Вы хотите получить на выходе, на самом деле, с любых датчиков.

 Профиль  
                  
 
 Re: Акселерометр, определение поворота
Сообщение22.05.2021, 11:30 


07/03/11
690
wrest в сообщении #1519467 писал(а):
Вы сами-то водите?

Нет, поэтому и прошу совета :D
Dmitriy40 в сообщении #1519475 писал(а):
человек имеет привычку крутиться и перемещаться

Это и имел ввиду
Dmitriy40 в сообщении #1519475 писал(а):
И вовсе не факт что датчики телефона (кроме компаса и GPS) почувствуют достаточно медленное перемещение/поворот, им просто чувствительности может не хватить или всё будет забито шумом.

Действительно, зависит от шума, но визуально можно определить ускорения/повороты
Dmitriy40 в сообщении #1519475 писал(а):
Вы бы обрисовали реальную задачу, а не её подзадачу с матрицей поворота, а?

Реальная задача — определить резкие маневры при вождении. Повернуть телефон нужно, чтоб их классифицировать на ускорение, торможение, повороты

 Профиль  
                  
 
 Re: Акселерометр, определение поворота
Сообщение22.05.2021, 22:57 


05/09/16
12066
Не иначе как для страховой компании :)
vlad_light
Я бы, если вопрос практический, начал бы с измерений. Про phyphox я вам написал, берите его и меряйте. Определитесь также что есть "резкие маневры".

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 9 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group