home-mik
Я вот такую вещь заметил среди участников форума. У изучающих математику самостоятельно их познавательная активность часто заезжает на совершенно побочную колею, а именно: преувеличенного интереса к матлогике, основаниям, теории множеств, а в последнее время и теории категорий.
Так ее туда "заезжают"

Вон у меня еще книжка лежит "Основания языков программирования" Митчелл. Там чуть ли не с первой главы теория множеств, парадокс Рассела..

Ну и приехали.. в основания математики) Хотя начал вроде с программирования.
Нет, чисто теоретически это легко объяснить: если математик может сказать, что мне это очевидно и пойти дальше, то с ЭВМ такой номер не прокатит - ей ничего не очевидно, и все надо разбирать до самых элементарных кирпичиков, рефлексировать каждый свой мыслительный шаг на предмет того, как это объяснить машине, которая "знает" только примитивные операции типа записать/считать. Все равно, что матан объяснять грудничку или детсадовцу) Ну вот и упираешься в основания своего собственного мышления и как следствие математики, теории доказательств и пр. С тем же школьником уже проще, потому что куда больше жизненного опыта и ему уже куда больше очевидно, и можно уже некоторые логические шаги не прорабатывать, а просто опускать, ссылаясь на это самое "очевидно", сокращая объяснение, доказательство.
Но так или иначе, спасибо за предупреждение - я сам стараюсь следить, чтобы не вылезти из практического русла и не слететь на бессмысленное теоретизирование, "игру в бисер" (скажем в "Науке логики" Гегеля я даже и не подумаю разбираться

)
-- 24.03.2021, 09:32 --Кстати это напомнило мне добавить, что иногда есть нужда в индуктивном доказательстве сразу нескольких утверждений (или рекурсивном определении нескольких объектов; ну это уже можно наверно не оговаривать) о нескольких множествах, элементы которых строятся через друг друга (то есть эти множества определены взаимно индуктивно). Например представим себе такие множества строк

(пример немного искусственный, лень искать хороший), для которых:
-

;
- для всех

,

;
-

- для всех

,

;
- и никаких других элементов в

нет.
Скажем, мы хотим доказать, что в любой строке

букв

меньше половины. Нам это удастся очень просто, если мы согласимся доказывать это одновременно с доказательством, что в

наблюдается то же (вообще обычно мы будем доказывать разные утверждения, но тут мне лень было думать и получается одно и то же для обоих множеств), а именно всё выйдет вот так:
- очевидно, что в

букв

ноль, меньше

;
- если в

букв

меньше половины, то же верно и для

;
- очевидно и для

;
- если в

букв

по

, то в

их

; так как

, то

, и т. к.

целое, это даёт нам сказать и

. Всё!
Мне дня два наверное придется разбирать, что тут к чему

В любом случае большое спасибо за пример - надо разбираться. Я смотрю, эта индукция - фундаментальная штука.