2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 14:29 


06/09/12
890
Задача. Имеются две бочки неограниченного объема каждая. Имеется два кувшина, первый объемом $\sqrt{2}$ литров, второй объемом $2-\sqrt{2}$ литров. Можно ли, пользуясь этими кувшинами, перелить из бочки в бочку воду объемом точно 1 литр?
(задачу разбирал в качестве гумпомощи подрастающему соседскому подрастающему поколению. Сам не математик, поэтому и прошу проверить, верно ли использованы остатки знаний).
Соображения такие. Если я правильно понимаю, то мы в любом порядке пользуемся этими кувшинами до тех пор, льем туда и сюда, пока в одной бочке не будет на 1 литр больше, чем во второй. Пусть мы переливали $k$ раз воду первым кувшином и $l$ раз - вторым кувшином, $k, l \in Z$. Тогда, после всех переливаний, предполжим, что мы добились искомого и имеем
$k\sqrt{2}+l(2-\sqrt{2})=1$.
Вот это самый скользкий момент, в котором я не совсем уверен. Можно ли считать, что отрицательные значения $k$ и $l$ будут соответствовать добавлению (выливанию, если будет так условлено) воды из данной бочки? Дальше просто приводится к виду
$\sqrt{2}=\frac{1-2l}{k-2l}$,
чего не может быть, так как $\sqrt{2}$ - иррациональность. И тогда второй момент: если рассуждение верно, то почему у нас возникает в такой ситуации "разрывный" случай $k=2l$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 14:39 
Заслуженный участник


16/02/13
4195
Владивосток
statistonline в сообщении #1509720 писал(а):
приводится
Не приводится. Там $k-l$ в знаменателе. А почему разрыв — ну, подставьте $k=l$ в исходное уравнение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 14:49 
Аватара пользователя


11/12/16
13854
уездный город Н
имхо, неспроста бочки бесконечные.
За бесконечное счетное количество итераций - можно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 15:15 
Заслуженный участник


20/12/10
9062
EUgeneUS в сообщении #1509725 писал(а):
За бесконечное счетное количество итераций - можно.
Вы имеете в виду, что за счет выбора целых $k$ и $l$ число $k\sqrt{2}+l(2-\sqrt{2})$ можно сделать сколь угодно близким к $1$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 16:17 


06/09/12
890
iifat в сообщении #1509724 писал(а):
Не приводится. Там $k-l$ в знаменателе. А почему разрыв — ну, подставьте $k=l$ в исходное уравнение.
:facepalm: точно!

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 16:41 
Аватара пользователя


11/12/16
13854
уездный город Н
nnosipov в сообщении #1509729 писал(а):
Вы имеете в виду, что за счет выбора целых $k$ и $l$ число $k\sqrt{2}+l(2-\sqrt{2})$ можно сделать сколь угодно близким к $1$?

Да.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 16:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5256
ФТИ им. Иоффе СПб
statistonline в сообщении #1509720 писал(а):
мы в любом порядке пользуемся этими кувшинами до тех пор, льем туда и сюда, пока в одной бочке не будет на 1 литр больше, чем во второй.
IMHO, упускается возможность лить не только из бочки в бочку, но и из кружки в кружку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 17:26 


14/01/11
3040
amon в сообщении #1509755 писал(а):
IMHO, упускается возможность лить не только из бочки в бочку, но и из кружки в кружку.

Вроде бы это не выводит нас за пределы модуля над кольцом $\{k\sqrt{2}+l(2-\sqrt{2}):k,l\in \mathbb{Z}\}$, ведь эти операции дают нам возможность получить линейную комбинацию с целочисленными коэффициентами ёмкостей кружек и текущих объёмов их содержимого.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 17:34 


06/09/12
890
amon в сообщении #1509755 писал(а):
IMHO, упускается возможность лить не только из бочки в бочку, но и из кружки в кружку.
Предположим, что у нас есть возможность переливать из большого кувшина в малый, чтобы точно отмерять объемы $2(\sqrt{2}-1)$ литров. Разве ситуация поменяется?

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение18.03.2021, 10:44 
Аватара пользователя


23/05/20
379
Беларусь
statistonline в сообщении #1509720 писал(а):
Можно ли, пользуясь этими кувшинами, перелить из бочки в бочку воду объемом точно 1 литр?
(задачу разбирал в качестве гумпомощи подрастающему соседскому подрастающему поколению. Сам не математик, поэтому и прошу проверить, верно ли использованы остатки знаний).



Если считать, что задача дана в школе для закрепления действий с иррациональными числами, то решается она очень просто.
Надо перелить воду из одного бака в другой, набрав по полкружки воды, каждой кружкой и, не задумываясь, как выполнить эту процедуру: $V=\frac {2-\sqrt{2}} 2 + \frac {\sqrt{2}} 2 = 1$ литр.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение18.03.2021, 10:55 
Аватара пользователя


11/12/16
13854
уездный город Н
StepV
Так на задачу можно посмотреть и с точки зрения школьного курса физики. Тогда, конечно, можно. Ибо нет никаких законов физики, которые запретили бы переливание одного литра воды из одной бочки в другую. :mrgreen:

А с точки зрения школьной математики
а) нужно отмерить точно
б) в рамках условий задачи нет методов, чтобы точно разделить кувшины пополам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение18.03.2021, 12:02 
Аватара пользователя


23/05/20
379
Беларусь
EUgeneUS в сообщении #1509856 писал(а):
А с точки зрения школьной математики
а) нужно отмерить точно


У меня, как и у ТС, был случай, соседский семиклассник пришел с задачей по геометрии (7 класс!!): "Доказать, что через точку над прямой можно провести только одну прямую параллельную данной".
И ничего. Семиклассники доказывают, не задумываясь о наличии сферических и гиперболических геометрий.
Предложенные вами методы с бесконечным суммированием для школы не подходят.

EUgeneUS в сообщении #1509725 писал(а):
имхо, неспроста бочки бесконечные.
За бесконечное счетное количество итераций - можно.


Так задачи в школе не решают. Поэтому либо решаете для себя по собственному интересу, либо уточняете, что соответствует методике и задачам преподавания в школе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение18.03.2021, 19:45 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
StepV в сообщении #1509862 писал(а):
Семиклассники доказывают, не задумываясь о наличии сферических и гиперболических геометрий.
Ну так они же евклидову проходят, а не их.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group