2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 14:29 


06/09/12
890
Задача. Имеются две бочки неограниченного объема каждая. Имеется два кувшина, первый объемом $\sqrt{2}$ литров, второй объемом $2-\sqrt{2}$ литров. Можно ли, пользуясь этими кувшинами, перелить из бочки в бочку воду объемом точно 1 литр?
(задачу разбирал в качестве гумпомощи подрастающему соседскому подрастающему поколению. Сам не математик, поэтому и прошу проверить, верно ли использованы остатки знаний).
Соображения такие. Если я правильно понимаю, то мы в любом порядке пользуемся этими кувшинами до тех пор, льем туда и сюда, пока в одной бочке не будет на 1 литр больше, чем во второй. Пусть мы переливали $k$ раз воду первым кувшином и $l$ раз - вторым кувшином, $k, l \in Z$. Тогда, после всех переливаний, предполжим, что мы добились искомого и имеем
$k\sqrt{2}+l(2-\sqrt{2})=1$.
Вот это самый скользкий момент, в котором я не совсем уверен. Можно ли считать, что отрицательные значения $k$ и $l$ будут соответствовать добавлению (выливанию, если будет так условлено) воды из данной бочки? Дальше просто приводится к виду
$\sqrt{2}=\frac{1-2l}{k-2l}$,
чего не может быть, так как $\sqrt{2}$ - иррациональность. И тогда второй момент: если рассуждение верно, то почему у нас возникает в такой ситуации "разрывный" случай $k=2l$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 14:39 
Заслуженный участник


16/02/13
4195
Владивосток
statistonline в сообщении #1509720 писал(а):
приводится
Не приводится. Там $k-l$ в знаменателе. А почему разрыв — ну, подставьте $k=l$ в исходное уравнение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 14:49 
Аватара пользователя


11/12/16
13854
уездный город Н
имхо, неспроста бочки бесконечные.
За бесконечное счетное количество итераций - можно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 15:15 
Заслуженный участник


20/12/10
9062
EUgeneUS в сообщении #1509725 писал(а):
За бесконечное счетное количество итераций - можно.
Вы имеете в виду, что за счет выбора целых $k$ и $l$ число $k\sqrt{2}+l(2-\sqrt{2})$ можно сделать сколь угодно близким к $1$?

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 16:17 


06/09/12
890
iifat в сообщении #1509724 писал(а):
Не приводится. Там $k-l$ в знаменателе. А почему разрыв — ну, подставьте $k=l$ в исходное уравнение.
:facepalm: точно!

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 16:41 
Аватара пользователя


11/12/16
13854
уездный город Н
nnosipov в сообщении #1509729 писал(а):
Вы имеете в виду, что за счет выбора целых $k$ и $l$ число $k\sqrt{2}+l(2-\sqrt{2})$ можно сделать сколь угодно близким к $1$?

Да.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 16:54 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


04/09/14
5256
ФТИ им. Иоффе СПб
statistonline в сообщении #1509720 писал(а):
мы в любом порядке пользуемся этими кувшинами до тех пор, льем туда и сюда, пока в одной бочке не будет на 1 литр больше, чем во второй.
IMHO, упускается возможность лить не только из бочки в бочку, но и из кружки в кружку.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 17:26 


14/01/11
3040
amon в сообщении #1509755 писал(а):
IMHO, упускается возможность лить не только из бочки в бочку, но и из кружки в кружку.

Вроде бы это не выводит нас за пределы модуля над кольцом $\{k\sqrt{2}+l(2-\sqrt{2}):k,l\in \mathbb{Z}\}$, ведь эти операции дают нам возможность получить линейную комбинацию с целочисленными коэффициентами ёмкостей кружек и текущих объёмов их содержимого.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение17.03.2021, 17:34 


06/09/12
890
amon в сообщении #1509755 писал(а):
IMHO, упускается возможность лить не только из бочки в бочку, но и из кружки в кружку.
Предположим, что у нас есть возможность переливать из большого кувшина в малый, чтобы точно отмерять объемы $2(\sqrt{2}-1)$ литров. Разве ситуация поменяется?

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение18.03.2021, 10:44 
Аватара пользователя


23/05/20
379
Беларусь
statistonline в сообщении #1509720 писал(а):
Можно ли, пользуясь этими кувшинами, перелить из бочки в бочку воду объемом точно 1 литр?
(задачу разбирал в качестве гумпомощи подрастающему соседскому подрастающему поколению. Сам не математик, поэтому и прошу проверить, верно ли использованы остатки знаний).



Если считать, что задача дана в школе для закрепления действий с иррациональными числами, то решается она очень просто.
Надо перелить воду из одного бака в другой, набрав по полкружки воды, каждой кружкой и, не задумываясь, как выполнить эту процедуру: $V=\frac {2-\sqrt{2}} 2 + \frac {\sqrt{2}} 2 = 1$ литр.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение18.03.2021, 10:55 
Аватара пользователя


11/12/16
13854
уездный город Н
StepV
Так на задачу можно посмотреть и с точки зрения школьного курса физики. Тогда, конечно, можно. Ибо нет никаких законов физики, которые запретили бы переливание одного литра воды из одной бочки в другую. :mrgreen:

А с точки зрения школьной математики
а) нужно отмерить точно
б) в рамках условий задачи нет методов, чтобы точно разделить кувшины пополам.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение18.03.2021, 12:02 
Аватара пользователя


23/05/20
379
Беларусь
EUgeneUS в сообщении #1509856 писал(а):
А с точки зрения школьной математики
а) нужно отмерить точно


У меня, как и у ТС, был случай, соседский семиклассник пришел с задачей по геометрии (7 класс!!): "Доказать, что через точку над прямой можно провести только одну прямую параллельную данной".
И ничего. Семиклассники доказывают, не задумываясь о наличии сферических и гиперболических геометрий.
Предложенные вами методы с бесконечным суммированием для школы не подходят.

EUgeneUS в сообщении #1509725 писал(а):
имхо, неспроста бочки бесконечные.
За бесконечное счетное количество итераций - можно.


Так задачи в школе не решают. Поэтому либо решаете для себя по собственному интересу, либо уточняете, что соответствует методике и задачам преподавания в школе.

 Профиль  
                  
 
 Re: Иррациональный объем кувшина.
Сообщение18.03.2021, 19:45 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
StepV в сообщении #1509862 писал(а):
Семиклассники доказывают, не задумываясь о наличии сферических и гиперболических геометрий.
Ну так они же евклидову проходят, а не их.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: BVR


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group