2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение03.08.2020, 21:32 


02/08/20
32
Из глубины Уральских гор
EUgeneUS в сообщении #1477188 писал(а):
Будут вопросы - обращайтесь. Но уже с обязательно с попытками решения. Так как это будут считаться учебными задачами (см. правила форума) :wink:
Сделайте скидку на мой возраст, и мое весьма далекое расстояние от прикладной математики. :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение03.08.2020, 21:33 
Аватара пользователя


11/12/16
14106
уездный город Н
GorSMS в сообщении #1477187 писал(а):
Но расчет натяжения корд в каждой точке такой траектории и есть моя конечная цель!

Тут полезно вспомнить совет мудрого, но едкого Утундрий в самом начале темы:

Утундрий в сообщении #1477030 писал(а):
А не проще измерять натяжение корда напрямую?

Натяжение и ускорение измерять напрямую гораздо проще, чем скорость (а потом из неё рассчитывать натяжение).

-- 03.08.2020, 21:34 --

(Оффтоп)

GorSMS в сообщении #1477190 писал(а):
Сделайте скидку на мой возраст, и мое весьма далекое расстояние от прикладной математики. :mrgreen:


А я тут при чем? :wink:
За соблюдением правил следят модераторы.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение03.08.2020, 21:55 


02/08/20
32
Из глубины Уральских гор
EUgeneUS в сообщении #1477191 писал(а):
Натяжение и ускорение измерять напрямую гораздо проще, чем скорость (а потом из неё рассчитывать натяжение).
Технически это возможно, но сложно. Потребуется установка на модели тензометрического датчика, механически связанного с точкой крепления корд внутри модели. Получается довольно тяжелый и не технологичный в изготовлении и установке узел. А вот установка миниатюрного электронного блока с трех-осевым акселерометром возможна в любом месте внутри фюзеляжа модели без ее переделки.
Кроме того, тензометрический метод регулировки скорости движения проиграет акселерометрическому методу по времени отработки - он будет компенсировать уже снизившееся натяжение корд, в то время как по данным акселерометра можно будет упреждать такое снижение, используя прошитые в микроконтроллере табличные данные.
Скорость модели при этом измерять не требуется. Только пространственную ориентацию модели.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение03.08.2020, 22:01 
Аватара пользователя


11/12/16
14106
уездный город Н
GorSMS в сообщении #1477195 писал(а):
А вот установка миниатюрного электронного блока с трех-осевым акселерометром возможна в любом месте внутри фюзеляжа модели.


Так акселерометр ускорение и измеряет, а не скорость. :wink:
Одну ось ставите параллельно кордам. Это даст Вам сразу значение $\frac{V^2}{R}$.
А вот с измерением угла корд к горизонту будут некоторые сложности.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение03.08.2020, 22:19 


02/08/20
32
Из глубины Уральских гор
EUgeneUS в сообщении #1477196 писал(а):
Так акселерометр ускорение и измеряет, а не скорость. :wink:
Одну ось ставите параллельно кордам. Это даст Вам сразу значение $\frac{V^2}{R}$.
А вот с измерением угла корд к горизонту будут некоторые сложности.
Никаких сложностей. Есть библиотеки алгоритмов обработки данных таких приблуд. Возможно измерение как ускорений, так и углов наклона по все трем координатам. Даже режим автокалибровки есть, что исключает проблемы с механической юстировкой устройства на борту модели.
Я предлагал не измерять скорость, а регулировать ее, анализируя положение модели в пространстве, и используя табличные данные записанные в памяти "управлялки".

Но мой внутренний голос упорно говорит, что формула $\frac{V^2}{R}$ справедлива и достаточна лишь для горизонтального полета, при котором корды параллельны горизонту. Будет ли она корректно работать при других углах наклона корд мне пока не очевидно. Попытаюсь сделать домашнее задание и решить предложенные Вами задачки. :mrgreen:

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 01:49 


05/09/16
12166
GorSMS в сообщении #1477199 писал(а):
Но мой внутренний голос упорно говорит, что формула $\frac{V^2}{R}$ справедлива и достаточна лишь для горизонтального полета, при котором корды параллельны горизонту.

В смысле? Если акселерометр измеряет укорение вдоль корда (а если я понял, самолет всегда наклонен вдоль корда), то он измеряет и натяжение корда -- просто умножить ускорение на массу самолёта. Это же просто $F=ma$ при известных $m$ и $a$.
Плюс к этому натяжению надо ещё добавить то, которое создает неперпендикулярная корду часть тяги.

Положение модели в пространстве при помощи только датчиков на модели вычислить будет весьма трудно. Интегрирование ускорений по-моему будет очень неточным. Высоту можно барометром. У меня барометр в телефоне даёт погрешность около 30 см по высоте. Но я не уверен что бывают быстродействующие барометры.

Какие-то чудеса обещают владельцам Adidas MiCoach Smart ball -- и скорость и траекторию и т.п.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 11:46 
Аватара пользователя


11/12/16
14106
уездный город Н
wrest в сообщении #1477219 писал(а):
Если акселерометр измеряет укорение вдоль корда (а если я понял, самолет всегда наклонен вдоль корда), то он измеряет и натяжение корда -- просто умножить ускорение на массу самолёта.

Нет же. Умножением на массу самолета получим проекцию суммарной силы на ось корда.
А в этой проекции участвуют и проекция силы тяжести и проекция силы тяги (она, как выяснилось есть, хотя и пренебрегаем ей)

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 11:58 


05/09/16
12166
EUgeneUS в сообщении #1477247 писал(а):
А в этой проекции участвуют и проекция силы тяжести

Так её уже учел акселерометр, ему же что сила тяжести что ускорение -- все едино, по заветам принципа эквивалентности...
В покое (на столе), акселереметр честно показывает $g$ по оси $z$ если эта ось вертикальна.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 12:29 
Заслуженный участник


20/08/14
11891
Россия, Москва
EUgeneUS в сообщении #1477247 писал(а):
wrest в сообщении #1477219 писал(а):
Если акселерометр измеряет укорение вдоль корда (а если я понял, самолет всегда наклонен вдоль корда), то он измеряет и натяжение корда -- просто умножить ускорение на массу самолёта.
Нет же. Умножением на массу самолета получим проекцию суммарной силы на ось корда.
Да же, именно проекцию полной силы на ось корда и именно она и будет силой натяжения корда.

-- 04.08.2020, 12:37 --

А ориентацию самолёта можно получить с (MEMS) гироскопов, трёхосевых, как водится.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 12:47 
Аватара пользователя


11/12/16
14106
уездный город Н
пока удалю. Возможно, сам запутался. Позже напишу.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 15:06 
Аватара пользователя


11/12/16
14106
уездный город Н
Да, уважаемые Dmitriy40 и wrest правы, а я запутался :roll:

С точки зрения принципа эквивалентности и акселерометра, СО Земли не есть ИСО.
Акселерометр покажет ускорение без учета силы тяжести, а значит вдоль оси корд он покажет в точности силу натяжения корд - при умножении их на массу (считаем силу тяги перпендикулярной оси корд).
Для расчета ускорений в СО Земли по осям акселерометра к его показаниям нужно не забывать добавлять проекцию силы тяжести на соответствующую ось.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 19:32 


05/09/16
12166
Dmitriy40 в сообщении #1477262 писал(а):
А ориентацию самолёта можно получить с (MEMS) гироскопов, трёхосевых, как водится.
Они же для этого интегрируют угловую скорость? Полет авиамодели -- от 10 минут, как думаете, на этот период хватит запаса по точности?

Я тут подумал, что ориентацию и положение в пространстве можно было попробовать определять 3-осевым магнитометром (компасом), исходя из того что магнитное поле однородное везде в пространстве полёта. Определяем три угла, а из них, зная что длина корда фиксированная, фюзеляж всегда перпендикулярен корду и начало корда фиксированное -- все остальные координаты. Но не знаю каковы точность и быстродействие магнитометров.

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение04.08.2020, 22:15 
Заслуженный участник


20/08/14
11891
Россия, Москва
wrest в сообщении #1477343 писал(а):
Dmitriy40 в сообщении #1477262 писал(а):
А ориентацию самолёта можно получить с (MEMS) гироскопов, трёхосевых, как водится.
Они же для этого интегрируют угловую скорость? Полет авиамодели -- от 10 минут, как думаете, на этот период хватит запаса по точности?
Думаю хватит, на первый попавшийся MEMS гироскоп точность указана типа тысячных градуса в секунду, пусть даже за 10 минут набежит градус погрешности, это слёзы для данного применения. А ещё там можно снизить частоту опроса (до десятков Гц вместо единиц кГц) и ещё немного увеличить точность (за счёт лучшего подавления шумов).

wrest в сообщении #1477343 писал(а):
Я тут подумал, что ориентацию и положение в пространстве можно было попробовать определять 3-осевым магнитометром (компасом), исходя из того что магнитное поле однородное везде в пространстве полёта.
Тоже думал про это, но показалось что предположение о постоянстве магнитного поля в объёме с нужной точностью слишком фантастично. Там же как минимум мотор металлический, а за границей поля полётов вполне могут быть и другие металлические конструкции. Насколько всё это будет искривлять магнитное поле планеты думать откровенно лень.
Хотя скомбинировав магнитометр с гироскопом можно ограничить накопление ошибки последним.

GorSMS
Но вообще по мне так проще всего поставить П(И)(Д) регулятор натяжения корда, со входом от акселерометра и выходом на движок. Причём "И" почти наверняка не понадобится, совсем уж огромная точность тут излишня. А "Д" может понадобиться для быстрого реагирования на эволюции самолёта, ПИ может существенно не успевать. Да, в любом случае будет запаздывать, но вряд ли человек это заметит или ему будет критично. Зачем тут наворачивать математику мне не очень понятно, но я и не авиамоделист, может и правда нужно или просто хочется сделать лучше ПИД-а. Чисто математически задача простая, но муторная, честно разрисовать все силы и аккуратно учесть все их проекции, для случая движения по горизонтальной окружности я сделал (да и выше были варианты), но мне не понравилось, да и смысла мало (слишком редкий и малоинтересный случай).

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение05.08.2020, 00:04 


05/09/16
12166

(Dmitriy40, o компасах)

Dmitriy40 в сообщении #1477348 писал(а):
Тоже думал про это, но показалось что предположение о постоянстве магнитного поля в объёме с нужной точностью слишком фантастично. Там же как минимум мотор металлический, а за границей поля полётов вполне могут быть и другие металлические конструкции. Насколько всё это будет искривлять магнитное поле планеты думать откровенно лень.

Смартфоны чуть менее чем полностью металлические и в них компасы.
У меня планшет буквально усеян магнитами -- для крепления чехла, для крепления стилуса...
И компасы в них работают. По крайней мере если показывают и не на север, то с какой-то фиксированной систематической погрешностью.
Для меня это вторая по величине загадка электромагнетизма после звонящего в запертой микроволновке телефона...

 Профиль  
                  
 
 Re: Движение кордовой авиамодели
Сообщение05.08.2020, 00:20 
Заслуженный участник


20/08/14
11891
Россия, Москва

(wrest, компасы)

Если все эти магниты жёстко фиксированы, то внешнее магнитное поле планеты можно рассматривать как небольшую флуктуацию этого сильного поля. И если хватит точности магнитометра то и зафиксировать изменение внешнего поля.
Если же магниты не зафиксированы жёстко (относительно магнитометра) и не предусмотрено процедур калибровки, то не знаю как измеряют.

В полёте же самолёта магниты (магнитные материалы) ну совершенно явно не зафиксированы относительно магнитометра и потому просто их учесть уже не получится.

С другой стороны, может магниты достаточно слабые чтобы не влиять слишком сильно на локальное магнитное поле вблизи магнитометра ...

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 55 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Модераторы: photon, profrotter, Парджеттер, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: A_I


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group