2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1 ... 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55 ... 66  След.
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение28.02.2020, 04:46 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Munin в сообщении #1441926 писал(а):
george66 в сообщении #1441920 писал(а):
У меня было неограниченное время (сидел много лет на инвалидности). Развлекался чтением научных журналов в библиотеке ГПНТБ (интернета ещё не было). В результате во всём разобрался, научил специалистов, поздоровел и жизнь наладилась. Но молодость прошла, энтузиазма нет уже. А если бы в молодости был здоров, так и начал бы науку делать и до сих пор не знал бы ничего. Гомотопии бы вычислял, получил премии Филдса, Абеля, грантов всяких до фига.


Так бы жизнь и пролетела незаметно...

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение26.03.2020, 01:58 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
arseniiv в сообщении #1447234 писал(а):
fred1996 в сообщении #1447224, а точнее в опросе чуть выше него писал(а):
10. Все. Отмучился. Но вы тут не скучайте без меня.


Ну вот, пункт-то удалили. :-(

Рукописи не горят

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 07:03 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5074
bot в сообщении #1447603 писал(а):
Утундрий в сообщении #1443687 писал(а):
Внимание, дети. Сегодня мы будем рисовать окружность. Циркуль сразу убираем, он нам не понадобится...

Возможно, это смешно, но я уже давно так и делаю: циркулем не пользуюсь, хотя окружности рисую часто. Пользуюсь для этого трафаретом: получается проще и качественнее.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 07:07 
Заслуженный участник


27/06/08
4063
Волгоград
Mihr в сообщении #1447604 писал(а):
bot в сообщении #1447603 писал(а):
Утундрий в сообщении #1443687 писал(а):
Внимание, дети. Сегодня мы будем рисовать окружность. Циркуль сразу убираем, он нам не понадобится...

Возможно, это смешно, но я уже давно так и делаю: циркулем не пользуюсь, хотя окружности рисую часто. Пользуюсь для этого трафаретом: получается проще и качественнее.
А фраза "допустим, что это окружность" еще удобнее, чем трафарет.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 07:17 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5074
VAL в сообщении #1447605 писал(а):
А фраза "допустим, что это окружность" еще удобнее, чем трафарет.

Фраза-то проще, только вот пользы от неё - никакой. Когда решаешь планиметрическую задачу, качественный рисунок - уже едва ли не половина решения. Плохой рисунок, напротив, может увести не туда, куда нужно.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 07:57 
Заслуженный участник


27/06/08
4063
Волгоград
Mihr в сообщении #1447606 писал(а):
VAL в сообщении #1447605 писал(а):
А фраза "допустим, что это окружность" еще удобнее, чем трафарет.

Фраза-то проще, только вот пользы от неё - никакой. Когда решаешь планиметрическую задачу, качественный рисунок - уже едва ли не половина решения. Плохой рисунок, напротив, может увести не туда, куда нужно.
А с чего Вы взяли, что рисунок плохой?
За годы преподавания я руку набил (морду пока не набивали).

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 08:40 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5074
VAL в сообщении #1447607 писал(а):
А с чего Вы взяли, что рисунок плохой?

Так я не про Ваш рисунок говорил, а про свой. Я от руки так не нарисую, чтобы самому нравилось :-( Так что могу лишь позавидовать Вам белой завистью.

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 09:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


15/10/08
30/12/24
12599
Ещё было "Правильность формы несущественна". После которой события развиваются в сторону "Где-то в районе семнадцатого этажа прямые пересекаются"... "Так, этот тупой угол на самом деле острый"... "Давайте перерисуем всё заново"... "К чёрту рисунок! Запишем систему алгебраических уравнений."

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 11:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5074
Утундрий, вспомнилась эта шутка:

Журнал «Квант», 1991 год, № 3 писал(а):
Можно ли построить правильный $2^{16}(2^{16}+1)$-угольник?

На эту тему разгорелся спор, когда однажды за столом собрались поклонники «Кванта».
Математик-логик. Да! Поскольку $2^{16}+1$ — простое число Пьера, то, как доказал Карл, такой правильный многоугольник построить можно.
Математик-историк. Он и был построен немецким профессором Гермесом. Удвоение числа сторон не представляет труда. Изложение занимает солидный чемодан и хранится в Геттингенском университете. Кто захочет, может прочитать.
Математик-редактор. Но его работу до сих пор никто не рецензировал! И неизвестно, верна она или нет!
Математик-методист. Возможность построения не вызывает сомнений. Но вопрос ставится несколько по-иному — как это сделать вот здесь. (Кладёт на стол лист бумаги, карандаш, линейку и циркуль.)
Математик-философ. Не понимаю, в чём загвоздка — доказано, что способ построения существует; известно, что доказательство вполне конструктивное. Следовательно, можно!
Математик-экономист. Можно — не можно, надо подсчитать (вынимает микрокалькулятор). Если для построения каждой стороны потратить, скажем, секунду, и работу организовать в три смены, то… О-го-го — 136 лет. Нет, нельзя!
Математик-кибернетик. А компьютер зачем? Составим программку… За час с небольшим справимся!
Физик-теоретик. Дайте-ка и я прикину (начинает вертеть в руке карандаш). Если атомы углерода… в один слой…, а диаметр описанной окружности пускай 30 см,… расстояние между соседними ячейками в кристаллической решётке графита $1,4 \mathring{A}$, то… м-м-м… длина окружности $9,4 \cdot {10}^9 \mathring{A}$, … В принципе можно расставить на окружности нужное число атомов углерода! … Вот только на равном расстоянии… м-м-м… колебания…
Физик-экспериментатор. Зачем эти расчёты? (Берёт циркуль и чертит окружность). Пожалуйста. Пусть кто-нибудь из вас, не вставая с места, докажет мне, что это не есть правильный 4 295 032 832-угольник!

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 14:08 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Mihr в сообщении #1447606 писал(а):
Когда решаешь планиметрическую задачу, качественный рисунок - уже едва ли не половина решения.

Надо сказать, что с другой стороны, очень важно уметь решать задачу, пользуясь эскизным рисунком (от руки).

Ещё есть та трудность, что числовые данные задачи могут дать неудобный рисунок. Скажем, две окружности радиусами 6 и 30. Или вписанная трапеция с углом $10^\circ.$ Или три подобные фигуры с отношениями $1:10:100.$ Тут как раз стоит отступить от точности, чтобы увидеть ситуацию более качественно. Почти совпадающие линии или точки могут убить попытки решения.

Кроме того, как я упоминал недавно, для понимания логики геометрического рассуждения иногда стоит позволить себе вообще неправильный рисунок (например, три медианы, не пересекающиеся в одной точке). И потом разбираться, что в нём неправильно, и какие факты доказывают его ошибочность.

В общем, тема, как мне кажется, совершенно нераскрытая. Но если у вас есть ссылочки на эту тему - интересно будет почитать!

-- 27.03.2020 14:17:54 --

P.S. А когда доходит до высшей математики - трафаретов не напасёшься. Кто правильно начертит хотя бы $y=x^4$? А $y=(x^2-1)^6$? А пучок подобных или софокусных гипербол? А кубику? Полукубическую параболу?..

-- 27.03.2020 14:22:03 --

Mihr
Мне смутно кажется, что это цитата из "Физики продолжают шутить".

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 17:19 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5074
Munin в сообщении #1447654 писал(а):
очень важно уметь решать задачу, пользуясь эскизным рисунком (от руки).

В ряде случаев я обхожусь эскизным рисунком, но далеко не всегда.
Munin в сообщении #1447654 писал(а):
числовые данные задачи могут дать неудобный рисунок

Это да, но под качественным рисунком я не подразумевал рисунок с буквальным соблюдением пропорций. "Качественный" - значит, понятный и удобный для решения данной задачи. Действительно, мелкие детали иногда лучше увеличить в ущерб буквальной точности рисунка.
Munin в сообщении #1447654 писал(а):
В общем, тема, как мне кажется, совершенно нераскрытая.

Какая именно тема? Как вы её формулируете? Построение эскизов для решения задач элементарной геометрии? Или как-то более обобщённо? Ссылок на издания, посвящённые такому узкому вопросу, у меня нет. И даже не очень верится, что подобные издания могут существовать, хотя, конечно, - кто знает... Возможно, кто-то из математиков ответит на этот вопрос.
Munin в сообщении #1447654 писал(а):
А когда доходит до высшей математики - трафаретов не напасёшься.

Если действительно нужно построить с высокой точностью сложную кривую, я всегда обращаюсь к компьютеру. Но здесь уж задачи элементарной геометрии совершенно ни при чём.
Munin в сообщении #1447654 писал(а):
Мне смутно кажется, что это цитата из "Физики продолжают шутить".

Возможно, но я цитировал именно по "Кванту".

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 19:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Mihr в сообщении #1447686 писал(а):
Какая именно тема? Как вы её формулируете?

Примерно "как учить школьников рисовать чертежи по геометрии, чтобы это помогало (а не мешало) при решении задач, доказательстве теорем etc".

Просто сама геометрия в школе формулируется как рассуждения об абстрактных вещах (идеальных точках, линиях), а чертёж как бы вспомогательный предмет, несколько отражающий то, что мы "представляем в голове". Но фактически человек думает, глядя на чертёж. Задачи по геометрии без чертежа не принимаются. (А то и по физике.) Но методически "учить рисовать чертёж" как-то пропущено.

До 90-х годов в школе был отдельный предмет "Черчение" (или даже "Начертательная геометрия"). Потом его убрали, и правильно, потому что наполовину он состоял из придирок к грязи на ватмане. Но то, что он делал для школьной геометрии, кажется, осталось незаполненной дыркой. Навыки из детского сада и младших классов недостаточны в старших классах. Особенно когда начинается стереометрия.

Mihr в сообщении #1447686 писал(а):
Возможно, кто-то из математиков ответит на этот вопрос.

Вопрос, как мне чувствуется, скорее педагогический :-)

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 21:04 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


18/09/14
5074
Munin в сообщении #1447719 писал(а):
как учить школьников рисовать чертежи по геометрии, чтобы это помогало (а не мешало) при решении задач, доказательстве теорем etc

Книг или статей подобной тематики я не видел. Впрочем, и не искал специально.
Munin в сообщении #1447719 писал(а):
До 90-х годов в школе был отдельный предмет "Черчение" (или даже "Начертательная геометрия"). Потом его убрали, и правильно, потому что наполовину он состоял из придирок к грязи на ватмане.

Я так понимаю, убрали этот предмет потому, что он стал неактуальным: в школу пришли компьютеры, и выполнение чертежей с карандашом и ластиком в руках стало архаикой. Насчёт придирок вы сказали очень точно: у меня от этого предмета остались довольно неприятные личные воспоминания. Именно в связи с бесконечными бессмысленными придирками.
Munin в сообщении #1447719 писал(а):
Но то, что он делал для школьной геометрии, кажется, осталось незаполненной дыркой.

А вот какой-то роли черчения в понимании геометрии я не ощутил. Ну, может, только я...

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение27.03.2020, 23:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


01/09/13
4676
GeoGebra (geometry) - основное достоинство что чертёж можно менять "динамически" - хорошо видны "инварианты"...

 Профиль  
                  
 
 Re: Вокруг "Цитатника"
Сообщение28.03.2020, 00:13 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
Mihr в сообщении #1447743 писал(а):
Книг или статей подобной тематики я не видел. Впрочем, и не искал специально.

Вот, и я. И я.

Mihr в сообщении #1447743 писал(а):
Я так понимаю, убрали этот предмет потому, что он стал неактуальным

Угу. Правда, в вузах (по крайней мере, кое-где) он превратился в рисование в AutoCad.

Mihr в сообщении #1447743 писал(а):
и выполнение чертежей с карандашом и ластиком в руках стало архаикой.

Ну на геометрии же оно продолжается, нет?

Mihr в сообщении #1447743 писал(а):
А вот какой-то роли черчения в понимании геометрии я не ощутил.

Мне кажется, в черчении есть некоторое дополнительное обучение тому, какие бывают пространственные фигуры, как они бывают расположены, и как при этом выглядят. Дополнительная (и изрядная) тренировка понятиям "проекция" и "сечение".

Это не говоря про начерталку, там вообще учат работать с поверхностями вращения. Или простая задача: найти проекции точки пересечения прямой и плоскости. Какой школьник сегодня это сумеет?

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 988 ]  На страницу Пред.  1 ... 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55 ... 66  След.

Модератор: Модераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group