Общепринятая версия - что изначально "сволочь" это мусор, то, что сволакивают на свалки. В "Словаре русского языка XI–XVII веков" значения "церковный служка" не зафиксировано, только "негодяи".
Кроме того, хотелось бы знать, какие это службы - при которых "быстрое переодевание". Есть
Кое что удалось найти в инете, но не документы. Возможно чуть позже и будут документ с упоминанием про "сволочей". Есть у меня родственник, секретарь у епископа, спрошу позже где именно и в каких хрониках поминается.
А вначале спросила у тётки , в церкви работает.
Грит, что когда Владыка посещает приходы епархии, то проводит службы. С собой свою церковную одежду не возит, вот его быстро перед службой иподьяконы переодевают в алтаре или посередине церкви ,или даже во время службы, если служба уже идёт.
А вот что в инете нарыла. Что примерно соответствует рассказу моей тётки.
Правда упоминания из прозы.
Из рассказа "Роковая ошибка".
Цитата:
не даром в древних книгах иподьяконы называются «сволочи». Прямо так и написано: «приехал епископ со своими сволочами». Это они так назывались, потому, что перед службой одежду «сволачивали» с епископа, а потом облачали его в богослужебное. Дальше слово стало нарицательным. И совсем не так, как нас в школе учили, что оно произошло от слова «волок»....
"Архирейская сволочь"
(Оффтоп)
Без этих ребят никакой архиерей и шагу не ступит, в прямом смысле, – тут же упадет. Поэтому в храме архиерею нужен тот, кто несет сзади его длиннющую мантию. Нужен жезлоносец, который стоит с архиерейским жезлом у царских врат и вовремя подает его. Нужны те, кто подкладывает ему в нужных местах алтаря и солеи в нужное время специальные коврики – орлецы. Нужны те, кто помогает ему облачаться и разоблачаться – а это целый долгий ритуал, с пением, выносом определенных предметов, включая гребень, которым архиерей расчесывает волосы и браду прямо посреди храма. А еще нужны те, кто подаст ему кадило, трикирий и дикирий. В общем, иподьяконы – важные спутники архиерея, как прилипалы у акулы.
Обычно с владыкой ездили 4-5 человек, это были ребята с богословского факультета православного института. Некоторые менялись, их рукополагали, но некоторые оставались при владыке многие годы – именно они были самые наглые. Самый долгожитель – Васька, тот самый засранец, который мстил мне с водой. Его рукоположили в дьяконы, но он продолжал иподьяконствовать с владыкой, даже когда через несколько лет получил чин протодьякона и часто стал подменять отца Стефана, он все равно выполнял и функции иподьякона, совмещал, так сказать: то ектинию выйдет скажет, то владыке облачение подаст.
Васька был наглец из наглецов, он руководил всеми иподьяконами, орал на пономарей в храме, куда они приезжали, борзо вел себя с настоятелем, какого бы ранга тот ни был. Ибо Васька всегда мог нагадить и настроить владыку против настоятеля например, дать ложное указание пономарю или священнику, который плохо знает ход архиерейского богослужения: тогда священник ошибется, владыка разозлится – ух, никакой настоятель такого себе не пожелает. Поэтому перед Васькой заискивали, а он наглел еще больше.
К владыке он относился довольно пренебрежительно, называл его «этот старый», но, возможно, в глубине души даже любил того.
Однажды Васька меня поразил, когда мы вместе проходили сорокоуст. Глядя в окно мечтательно, он сказал:
— Какие интересные краски восхода… — потом смутился и признался: — Да, а что: я рисовать люблю, иногда с красками балуюсь…
Но такое человечное было нечасто, чаще всего были разговоры о бабле, бабах и похвальба, как и сколько он выжрал водки, моясь в бане с каким-то генералом.
До денег иподьяконы были жадные, они выбивали свой доход из настоятеля жестко. Обязательным условием был отлично сервированный стол после службы. Так что приезд архиерея был кошмаром для любого настоятеля, и две трети этого кошмара составляли иподьяконы.
Архиерейская сволочь – это один из важных пунктов, почему священники поголовно были против раздела епархий. Ведь епархия, которая выделилась из основной, должна была с нуля снарядить всем необходимым нового архиерея, содержать его новую архисволочь, а архиерей в маленькой епархии стал приезжать на приходы не раз в 5 лет, как было раньше, а пять раз в год, чтобы собрать свою дань. Поэтому поверьте: не священники – главные обжоры и жадины в церкви: главные хищники и троглодиты – это протодьяконы и иподьяконы.
Посещение архирея (рассказ сельского батюшки)
Цитата:
После службы владыка с иподиаконами (= сволочью [устар.]) в дом к нам завалились. Сволочь от радости руки потирает в сенях, думает, что сейчас обед будет при обильном возлиянии, потом чаептие
Цитата:
Откуда взялась сволочь?
Aug. 17th, 2010 at 12:13 PM
Знаете сколько версий происхождения слова “Сволочь” нашел я?
1. Сволочами называли крепостных.крестьян ..согнанных...сволоченных со всей страны строить столицу Российского государства.
2.Сволочами называли царедворцев несших за царем мантию и доносивших ему на придворных.
3. В период Средневековья при дворе русских князей была предусмотрена штатная должность - сволоч (это было слово мужского рода, и мягкий знак на конце ему не полагался). Сволоч осуществлял таможенный надзор на рынках, ведал сбором пошлин и одновременно служил налоговым полицейским - волочил провинившегося купца на княжеский двор, чтобы "поставить на правеж". Коммерсантам такой чиновник не нравился, и в их среде это слово приобрело ругательный смысл. Лишь спустя несколько веков сволочью стали называть сборище сброда, который приволокся невесть откуда.
"Встречи" из писанины Кураева.
Цитата:
Но однажды на престол в этот храм приехал архиепископ Амвросий со своей сволочью.