2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение11.01.2020, 19:54 
Аватара пользователя


31/10/15
198
Существует ли книжка (быть может, на английском), где методами аналитической геометрии выводится всё здание школьной геометрии? Опционально интересует приложение всего этого дела к задачам школьной геометрии. Спасибо!

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение11.01.2020, 20:12 
Аватара пользователя


31/08/17
2116
Сомневаюсь. Тривиальное слишком упражнение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение11.01.2020, 21:17 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Достаточно вывести аксиомы (того же Гильберта, или там Тарского, или кого) из аксиом вещественного аффинного пространства с (евклидовым) скалярным произведением, а перевыводить всё остальное в учебнике — коли он строго опирается на аксиоматику, чего трудно достичь и обычно этого нет в полноте — не придётся.

-- Сб янв 11, 2020 23:20:36 --

А, ну ещё потребуется конечно постулировать, что размерность 2 или 3, смотря какая интересует.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение11.01.2020, 21:40 
Аватара пользователя


31/08/17
2116
Можно и не останавливаться на аксиомах, большое количество школьных теорем проще выводить методами аналитической геометрии

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение12.01.2020, 08:00 
Заслуженный участник


18/01/15
3104
Чтобы применять аналитическую геометрию к задачам школьной геометрии, надо сначала (а) доказать, что аналитическая геометрия на плоскости ${\mathbb R}^2$ удовлетворяет аксиомам школьной, (б) доказать категоричность школьной геометрии, т.е. то, что она не имеет никакой другой модели, кроме арифметической (т.е., аналитической геометрии), с точностью до изоморфизма. (И то лишь, если мы принимаем аксиому параллельных). А эти два утверждения отнюдь не тривиальны. В частности, (б) требует доказательства многих теорем синтетическими методами.

Кроме того, школьная геометрия включает в себя нечто, относящееся к абсолютной геометрии (без аксиомы параллельных). Скажем, теоремы о равнобедренном треугольнике, прямая и обратная. Т.е., в школьном учебнике, фактически, доказывается не просто "в равнобедренном треугольнике углы при основании равны (и обратно)", а метаматематическое утверждение
"если выполнены все аксиомы, кроме, возможно, аксиомы параллельных, то у любого равнобедренного треугольника углы при основании равны, и обратно". То есть тут аналитическая геометрия вообще не пишет.

-- 12.01.2020, 07:25 --

Можно еще так сказать: всё здание школьной (т.е., синтетической) геометрии вывести методами аналитической невозможно в принципе, потому, что сначала надо проверить, что аналитическая геометрия адекватна синтетической (иначе говоря, заложить в здание фундамент), а это только изнутри синтетической геометрии и возможно сделать.

Или, иначе, вообще можно встать на такую точку зрения: берем ${\mathbb R}^2$, на этом множестве определяем функцию расстояния по известной формуле, определяем, что такое прямые, и дальше уже пытаемся доказать теоремы (и аксиомы тоже !) из школьного курса применительно ко всем этим объектам. Но это уже будет не школьная геометрия, а исследование некоей другой системы (которую можно назвать "моделью" школьной геометрии).

Самое простое объяснение на этот счет см. в книге Колмогоров, Семенович, Черкасов, Гусев, Геометрия 8, издание 1976 г. , последняя глава. (Не путать с книгой Колмогоров, Семенович, Черкасов, Геометрия 6-8, 1979. ) (Я, вообще, сейчас в соседней теме пишу трактат "Чем плох учебник Колмогрова".)

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение12.01.2020, 09:52 
Аватара пользователя


11/03/12
586
Беларусь, Минск
SNet в сообщении #1434600 писал(а):
Существует ли книжка (быть может, на английском), где методами аналитической геометрии выводится всё здание школьной геометрии? Опционально интересует приложение всего этого дела к задачам школьной геометрии.

По-моему, такой книги на русском языке нет. Однако, в книгах В. Г. Болтянского, написанных для учителей, показывается возможность построения стереометрии на основе аксиоматики Г. Вейля.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение12.01.2020, 14:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
vpb в сообщении #1434652 писал(а):
Чтобы применять аналитическую геометрию к задачам школьной геометрии, надо сначала (а) доказать, что аналитическая геометрия на плоскости ${\mathbb R}^2$ удовлетворяет аксиомам школьной, (б) доказать категоричность школьной геометрии, т.е. то, что она не имеет никакой другой модели, кроме арифметической (т.е., аналитической геометрии), с точностью до изоморфизма. (И то лишь, если мы принимаем аксиому параллельных). А эти два утверждения отнюдь не тривиальны. В частности, (б) требует доказательства многих теорем синтетическими методами.

По сути, как я понимаю, пункт (б) означает, что надо доказать на основе аксиом планиметрии:
- что на плоскости можно построить прямоугольную декартову систему координат (достаточно одной);
- что все точки плоскости получают в этой с.к. свои координаты, причём единственным образом;
- что расстояния между точками связаны с координатами известной формулой;
- что прямые из аксиоматики соответствуют линейным одномерным подпространствам ${\mathbb R}^2$ (опять же, биективно);
- что углы из аксиоматики соответствуют чему-то тригонометрическому из ${\mathbb R}^2$ (тут может быть много возни ради аккуратности).

Аналогично в стереометрии, только больше пунктов.

Или речь о чём-то большем?

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение12.01.2020, 15:37 
Аватара пользователя


31/08/17
2116
vpb в сообщении #1434652 писал(а):
а (а) доказать, что аналитическая геометрия на плоскости ${\mathbb R}^2$ удовлетворяет аксиомам школьной,


по-моему, спрашивали ровно это. И это, действительно, тривиально.

(Оффтоп)

vpb в сообщении #1434652 писал(а):
(б) доказать категоричность школьной геометрии, т.е. то, что она не имеет никакой другой модели, кроме арифметической (т.е., аналитической геометрии), с точностью до изоморфизма. (И то лишь, если мы принимаем аксиому параллельных). А эти два утверждения отнюдь не тривиальны. В частности, (б) требует доказательства многих теорем синтетическими методами.

Кроме того, школьная геометрия включает в себя нечто, относящееся к абсолютной геометрии (без аксиомы параллельных). Скажем, теоремы о равнобедренном треугольнике, прямая и обратная. Т.е., в школьном учебнике, фактически, доказывается не просто "в равнобедренном треугольнике углы при основании равны (и обратно)", а метаматематическое утверждение
"если выполнены все аксиомы, кроме, возможно, аксиомы параллельных, то у любого равнобедренного треугольника углы при основании равны, и обратно". То есть тут аналитическая геометрия вообще не пишет.


Чисто формально, это все правильно и очень интересно для узкого круга любителей. А по существу, это еще один аргумент за то, что читать в школе "школьную" геометрию вообще не нужно, а надо читать аналитическую.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение12.01.2020, 16:16 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Munin в сообщении #1434705 писал(а):
- что прямые из аксиоматики соответствуют линейным одномерным подпространствам ${\mathbb R}^2$ (опять же, биективно);
Лучше аффинным, а то неудобно, когда «линейное» начинает обозначать и то, и это, а потом раз и оказывается что в каком-то случае надо чтобы образ нуля ноль.

Munin в сообщении #1434705 писал(а):
- что углы из аксиоматики соответствуют чему-то тригонометрическому из ${\mathbb R}^2$ (тут может быть много возни ради аккуратности).
В смысле угловые меры, а не углы-фигуры, но углы-фигуры наверно тоже полезно определить. Кстати если их определять как выпуклую комбинацию двух векторов (плюс точку), получатся как раз только углы не больше развёрнутого, вроде углы больше не особо любят в школе.

-- Вс янв 12, 2020 18:19:11 --

Я бы правда считал, что когда мы доказываем, что из аксиом системы А выводятся аксиомы системы Б (буде даны некоторые промежуточные определения), не обязательно (и даже не очень полезно) считать, что это всё «внутри А», это всё же метатеоретическая конструкция, ни в А, ни в Б в данном случае не погружающаяся вообще, потому что они недостаточно для этого сильны.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение12.01.2020, 19:00 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
pogulyat_vyshel в сообщении #1434710 писал(а):
А по существу, это еще один аргумент за то, что читать в школе "школьную" геометрию вообще не нужно, а надо читать аналитическую.

А на чём тренировать школьников:
- формально и строго рассуждать?
- работать с аксиоматической системой, отличать факты постулируемые, доказанные и просто "очевидные" (никак не обоснованные)?
Ни один другой школьный предмет этих задач и близко не касается.

arseniiv в сообщении #1434718 писал(а):
Лучше аффинным

В смысле термина - угу.

arseniiv в сообщении #1434718 писал(а):
В смысле угловые меры

Идёт ли речь точно о мерах - это тоже отдельный вопрос.
Я подразумевал числовые величины углов.

arseniiv в сообщении #1434718 писал(а):
Кстати если их определять как выпуклую комбинацию двух векторов

А что, если один или оба вектора нулевые.

arseniiv в сообщении #1434718 писал(а):
вроде углы больше не особо любят в школе.

До "Тригонометрии" в 10-11 классе. Потому что там приходится рассматривать тригонометрические функции на всей числовой прямой.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение12.01.2020, 19:23 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Munin в сообщении #1434747 писал(а):
Идёт ли речь точно о мерах - это тоже отдельный вопрос.
Я подразумевал числовые величины углов.
Как у них с тем чтобы быть мерами, я не знаю (их же не принято вычислять у произвольных фигур, не меняющихся при гомотетиях с некоторым фиксированным центром), но в школьной геометрии вроде для точности в некоторых местах говорят так (а потом уже почти во всём остальном тексте сокращают до «угол в/равен 83°»). Просто вы упомянули как прямые, так и расстояния, а углы помянули лишь как величины, а не как фигуры, хотя школьная геометрия и как фигуры их много использует.

Munin в сообщении #1434747 писал(а):
А что, если один или оба вектора нулевые.
Да, мне стоило рассмотреть этот случай, надо чтобы не были. Луч кстати хорош и притом отличается от угла только тем, что это выпуклая комбинация одного ненулевого вектора. А вот двугранный угол вещь поинтереснее, тут у нас два вектора могут входить только с неотрицательным весом, а третий с любым, хотя лучше конечно брать этот вид угла как произведение плоского на прямую.

Munin в сообщении #1434747 писал(а):
До "Тригонометрии" в 10-11 классе. Потому что там приходится рассматривать тригонометрические функции на всей числовой прямой.
Да, конечно, но там и не фигуры-углы, там группа $\mathbb R$ (хотя некогда я решил, что этого мало и там аргумент определённого гомоморфизма в $\mathrm{SO}(2,\mathbb R)$, а потом ещё что-то, чтобы учесть, что не обязательно радианные угловые меры в принципе are a thing; а сейчас уже не знаю, стоит ли переосмыслять заново). Помню как радовался, когда стало можно брать любые углы, хотя было ли это в 10 или в 9 классе… ну в любом случае всё там уже поменяли три раза.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение12.01.2020, 21:32 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


30/01/06
72407
arseniiv в сообщении #1434751 писал(а):
но в школьной геометрии вроде для точности в некоторых местах говорят так

Я боюсь, не "для точности". Хуже того, может быть, по дурной традиции.

arseniiv в сообщении #1434751 писал(а):
Просто вы упомянули как прямые, так и расстояния, а углы помянули лишь как величины, а не как фигуры, хотя школьная геометрия и как фигуры их много использует.

Да. Намеренно. Потому что все фигуры перебирать незачем, и более того, в аксиомах они и не упоминаются. Угол здесь - всего лишь рядовая фигура.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная и аналитическая геометрии
Сообщение12.01.2020, 22:14 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Кстати про углы и расстояния: можно же наверно бы объединить проверку их соответствия проверкой скалярного произведения.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 13 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group