Например, сила, действующая на движушийся относительно цилиндра поршень, в ДВС (парная ей - сила, действующая на неподвижный цилиндр).
Уходите от ответа. Вопрос был про автомобиль. Ну пусть будет самокат, чтобы не вдаваться в химию и термодинамику. Вы ставите ногу на землю, нога неподвижна относительно земли. "За счет этого" самокат едет... вперёд. Какая сила совершает работу по его (разгону системы самокат+самокатчик) разгону?
Согласно третьего закона Ньютона все силы - парные, действия и противодействия.
Очевидно, ненулевую работу может совершать только такая пара сил, для которой точки приложения сил в паре движутся друг относительно друга.
Мне кажется, что ровно об этом (парности всех сил в системе) я и писал:
Да, если мы, по заветам ув. realeugene проведем границу телега-лошадь по ремешкам, то парная третьезаконная сила упругости перестанет быть системно-парной и станет нескомпенсированной внешней (внесистемной) по отношению к системе "телега" силой. То же и с автомобилем: если мы проведем границу по поверхности автомобиля, сила трения покоя колеса-земля станет нескомпенсированной в системе "автомобиль" -- она станет внешней и будет разгонять автомобиль. И точка её приложения со стороны земли перемещается по земле, не является неподвижной, так что тут выходит, что вот эта сила и совершает работу по увеличению кин. энергии автомобиля.
Я бы предложил ещё такой вариант: автомобиль стоит на ручнике, на транспортёре.
Транспортер его разгоняет, а тменно -- сила трения покоя колеса-транспортёр. Есть ли тут принципиальные отличия от саморазгоняющегося авто?
Пусть теперь авто самобеглое электрическое и энергия идёт к нему по проводу, или от солнца, чтобы не привлекать внутреннюю энергию.