2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


В этом разделе нельзя создавать новые темы.



Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2  След.
 
 Помогите, пожалуйста, решить
Сообщение06.09.2008, 06:15 


06/09/08
6
Москва
Здравствуйте!

Сын решал варианты ЕГЭ для подготовки и показал мне три задачи, которые поставили и меня в тупик. Прошу помочь:

1. Найдите число целых значений параметра а, при которых множество решений неравенства $($а$-1)$$x^2$ \le $(3a+2)x+10a$ содержит все члены некоторой возрастающей арифметической прогрессии с первым членом, равным -8, и разностью $d\le6$

2. Сторона основания первой правильной треугольной пирамиды равна $6\sqrt3$. Вершина второй правильной треугольной пирамиды находится в центре основания первой. Вершины основания второй пирамиды расположены на трех ребрах одной из боковых граней первой пирамиды, причем одна из них - в середине ребра основания первой. Найдите радиус окружности, описанной вокруг основания второй пирамиды.

3. Найдите число решений системы уравнений:
$\pi^2 y^2+12 x^2=8\pi x y$,
$y^2=y(\cos 2x-\sin x)+\sin x \cos2x$

Вот такие вот задачи. М-да...

Заранее с благодарностью, Константин

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.09.2008, 08:37 
Супермодератор
Аватара пользователя


29/07/05
8248
Москва
 !  На форуме следует записывать формулы, используя нотацию $\TeX$ (введение, справка). Исправьте.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.09.2008, 12:40 


06/09/08
6
Москва
[quote="PAV"][/quote]

Это мне специально этот язык освоить надо?

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите, пожалуйста, решить
Сообщение06.09.2008, 14:05 


29/09/06
4552
Да. Вам или сыну. И не язык, а в Вашем простом случае --- небольшой набор правил. И это единственная плата, которую здесь берут эа помощь. Денег не берут. Это здесь типа норм поведения (вместо галстука или красивого сервиза в других случаях).
Написав всего лишь
Код:
$(a-1)х^2 \le (3a+2)x+10a$ --- у Вас тут было русское "ха"^2 !
$\pi^2 y^2+12 x^2=8\pi x y$
$y^2=y(\cos 2x-\sin x)+\sin x \cos2x$,

Вы получите требуемое:
$(a-1)x^2 \le (3a+2)x+10a$,
$\pi^2 y^2+12 x^2=8\pi x y$,
$y^2=y(\cos 2x-\sin x)+\sin x \cos2x$.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите, пожалуйста, решить
Сообщение06.09.2008, 14:10 


08/05/08
954
MSK
arhat писал(а):
Здравствуйте!

Сын решал варианты ЕГЭ для подготовки и показал мне три задачи, которые поставили и меня в тупик. Прошу помочь:

1. Найдите число целых значений параметра а, при которых множество решений неравенства $($а$-1)$$x^2$ \le $(3a+2)x+10a$ содержит все члены некоторой возрастающей арифметической прогрессии с первым членом, равным -8, и разностью, меньше или равной 6

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.09.2008, 14:22 


29/09/06
4552
На самом деле --- дальше хуже. Потом потребуют предъявить свои попытки решения. Показать хотя бы, что Вы нашли корни квадратного уравнения ---
$$x_{1,2}=\frac{3a+2\pm(7a-2)}{2(a-1)}=\begin{cases}-2\\\frac{5a}{a-1}\end{cases}$$
потом начнут подсказывать...
В общем, стоит хорошо подумать, прежде чем...

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите, пожалуйста, решить
Сообщение06.09.2008, 14:38 


06/09/08
6
Москва
Алексей К. писал(а):
Да. Вам или сыну. И не язык, а в Вашем простом случае --- небольшой набор правил. И это единственная плата, которую здесь берут эа помощь. Денег не берут. Это здесь типа норм поведения (вместо галстука или красивого сервиза в других случаях).
Написав всего лишь
Код:
$(a-1)х^2 \le (3a+2)x+10a$
$\pi^2 y^2+12 x^2=8\pi x y$
$y^2=y(\cos 2x-\sin x)+\sin x \cos2x$,

Вы получите требуемое:
$(a-1)х^2 \le (3a+2)x+10a$,
$\pi^2 y^2+12 x^2=8\pi x y$,
$y^2=y(\cos 2x-\sin x)+\sin x \cos2x$.


Ради сына я освою. А за пример спасибо огромное! Я на конкретных примерах лучше "въезжаю".

Добавлено спустя 7 минут 24 секунды:

Алексей К. писал(а):
На самом деле --- дальше хуже. Потом потребуют предъявить свои попытки решения. Показать хотя бы, что Вы нашли корни квадратного уравнения ---
$$x_{1,2}=\frac{3a+2\pm(7a-2)}{2(a-1)}=\begin{cases}-2\\\frac{5a}{a-1}\end{cases}$$
потом начнут подсказывать...
В общем, стоит хорошо подумать, прежде чем...


Да я попробовал, но, видимо, где-то ошибся в свертывании уравнений через тригонометр. преобразования. А в прогрессии не могу понять, что лучше - формулу прогрессии подставить в решение кв. ур-ия или наоборот, решение в эту формулу и потом искать область определения. Ну а с пирамидами никак не увижу, какое доп. построение позволяет найти сторону основания второй пирамиды.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.09.2008, 15:09 


29/09/06
4552
arhat в сообщении #142855 писал(а):
Я на конкретных примерах лучше "въезжаю".
В упомянутой модератором ссылке Вы найдёте кучу примеров. В том числе $\sqrt{\mbox{удивительной красоты квадратные корни}}$.
Не используйте в формулах русских букв (у Вас проскочили "а", "х").
Задачка-то, похоже, муторная, во что я ввязываюсь? Но зато вроде не к спеху. А пока --- в баню!

Добавлено спустя 25 минут 21 секунду:

Начнём с того, что прогрессия возрастает. Чтобы совпасть с решениями неравенства $(a-1)x^2 - (3a+2)x -10a \le 0$, рога параболы должны быть направлены вниз: $a-1<0$. Случай НЕпараболы (прямой, $a=1$) надо тоже не забыть. Типа потом (или сразу).
Далее, дырка между $x_1,x_2$ должна быть меньше шага прогрессии, иначе её члены туда провалятся. Или вся прогрессия правее дырки...
Всё это пока на скорую руку, типа только соображения.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.09.2008, 17:53 
Аватара пользователя


14/10/07
241
Киев, мм
3 задача простая. Советую рассмотреть в первом уравнении квадратичную форму(полином) и найти его дискриминант.

 Профиль  
                  
 
 Re: Помогите, пожалуйста, решить
Сообщение06.09.2008, 19:47 


08/05/08
954
MSK
arhat писал(а):
Алексей К. писал(а):
На самом деле --- дальше хуже. Потом потребуют предъявить свои попытки решения. Показать хотя бы, что Вы нашли корни квадратного уравнения ---
$$x_{1,2}=\frac{3a+2\pm(7a-2)}{2(a-1)}=\begin{cases}-2\\\frac{5a}{a-1}\end{cases}$$
потом начнут подсказывать...
В общем, стоит хорошо подумать, прежде чем...


А в прогрессии не могу понять, что лучше - формулу прогрессии подставить в решение кв. ур-ия или наоборот, решение в эту формулу и потом искать область определения.

Посмотрите, первый корень не зависит от $a$.
К какому числу стремится второй корень при больших отрицательных или положительных $a$? К "ПЯТЕРКЕ", почему?

А члены прогрессии? -8; -2; 4; 10 ( разность $d=6$)
или -8; -3; 2; 7, ( разность прогрессии 5)
или -8; -4; 0; 4;8,
или -8; -5; -2; 1; 4; и т.д

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.09.2008, 20:09 


29/09/06
4552
В бане у меня получился 0 как ответ на первую задачу. В последнее время часто ошибаюсь, но задача вроде как лёгкая. По третьей возникла только концепция --- решить уравнения относительно $y$, и дискриминатны наверняка что-то скажут. К пирамидкам пока страшно подступаться (тема "бедные дети" здесь офф-топик). Чего нового?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение06.09.2008, 21:08 
Аватара пользователя


02/04/08
742
Что-то я пока ни одной по-настоящему заслуживающей внимания задачи в ЕГЭ не видел, а говорили олипиадного уровня... Вообще "сложность" обусловленая не математической природой, а просто нагромождением разных несложных поотдельности задач свойственна педагогическому сообществу.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.09.2008, 12:05 


06/09/08
6
Москва
Алексей К. писал(а):
Начнём с того, что прогрессия возрастает. Чтобы совпасть с решениями неравенства $(a-1)x^2 - (3a+2)x -10a \le 0$, рога параболы должны быть направлены вниз: $a-1<0$. Случай НЕпараболы (прямой, $a=1$) надо тоже не забыть. Типа потом (или сразу).
Далее, дырка между $x_1,x_2$ должна быть меньше шага прогрессии, иначе её члены туда провалятся. Или вся прогрессия правее дырки...
Всё это пока на скорую руку, типа только соображения.


Кстати, очень полезные соображения - я хочу научить сына делать именно рассуждения, которые могут позволить упростить решение задачи или увидеть области ограничений и тем самым сократить число вычислений. Для ЕГЭ, будь он неладен, да и вообще это навык весьма полезный. Так что счпасибо - покажу сыну, как надо ВИДЕТЬ СУТЬ уравнения, а не начинать пытаться сразу его тупо решать. Хотя иногда надо и тупо, увы....

Добавлено спустя 2 минуты 17 секунд:

zoo писал(а):
Что-то я пока ни одной по-настоящему заслуживающей внимания задачи в ЕГЭ не видел, а говорили олипиадного уровня... Вообще "сложность" обусловленая не математической природой, а просто нагромождением разных несложных поотдельности задач свойственна педагогическому сообществу.


Вот с той же пирамидкой весьма нетривиальная задача на стереометрию. Пока допрешь до вспомогательного построения, которое показывает путь к решению, вспотеешь. А детям эту хрень надо успеть за 4 часа написать, да еще аккуратно оформить.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.09.2008, 13:09 


29/09/06
4552
"Для того, чтобы множество решений неравенства содержало указанную последовательность, оно должно быть..." ---
вариант (а): бесконечным;
вариант (б): неограниченным сверху;
вариант (в): ?;
(а) --- неправильное выражение мысли, ибо множество чисел на отрезке [0,1] тоже бесконечно.
(б) --- правильно, но я не знаю школьной терминологии для выражения этой мысли; видимо, некое (в).

Поэтому рассмотрим случаи $a-1\lesseqgtr 0$ (этот логический переход мы не обосновываем подробнее: нашего --- и проверяющего --- опыта решения кв. неравенств достаточно для того, чтобы знать о роли знака старшего коэффициента в этих рассуждениях).

(1) $a-1>0$. Множество решений неравенства ограничено или пусто (парабола рогами вверх). Не подходит.

(2) $a-1=0$. Неравенство принимает вид $0\le5x+10$, $x\ge -2$. Подошло бы, но $-8$ не вписывается. Не подходит.

(3) $a-1<0$. Корни кв. ур.: $x_1=-2$, $x_2=\frac{5a}{a-1}$. При этом $x_2>x_1$ (дать обоснование).
(3.1) При $a=0$ имеем $x\le -2 \cup x\ge 0$. Сюда искомая последовательность вполне вписывается.
(3.2) [updated] При $a\le -1$ имеем $x_2=\frac{(5a-5)+5}{a-1}=5+\frac{5}{a-1}<5$. Необходимо, чтобы дырка между корнями была $x_2-x_1\le d\le 6$:
$7+\frac{5}{a-1}\le 6\quad\Longrightarrow\quad a\ge -4$.
Далее, например, простой перебор чисел -4,-3,-2,-1 или игра с формулой последовательности. Поскольку решение у Вас уже есть, заканчивать не буду.

Алексей К. дал неверный ответ, когда в сообщении #142889 писал(а):
В бане у меня получился 0 как ответ на первую задачу.


Об уместности таких задач на экзамене с интересом бы порассуждал, но словами за пивом-кофием, и вряд ли писанием. Почаса беседы --- часов 12 писанины... Ну, и уж если писать, то в другой теме.
Одно замечу, на мой взгляд, такие задачи были бы полезны как тема маленького сочинения, в котором нет места типичным школьным сокращениям "дискр.<0, 2кор.+5св." и прочая, а присутствуют посылки, выводы, нормальные объяснялки, соотв., придаточные предложения, етс. Сочинение проверяется и учителем русского языка. Ученик умнеет и грамотеет. Списывая же что-то где-то как-то про образ совсем непонятного Базарова и даже Татьяны Лариной, он, если и умнеет, то в плане "как бы обмануть и выкрутиться".

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение07.09.2008, 13:33 


06/09/08
6
Москва
Алексей К. писал(а):
Ответ: число целых значений параметра --- 1. Это единственное значение (хотя в задачке и не спрашивается) есть $a=0$.


А в ответах указано, что 5, т.е. таких значений параметра 5!

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 18 ]  На страницу 1, 2  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group