Педагогический эксперимент же Ласло Полгара с дочерьми - чемпионками мира по шахматам показывает, что интеллектуальных высот может добиться каждый при хорошем руководстве и упорной работе.
Вот цитата из статьи В. Володина "Время сестер Полгар" из журнала "Наука и жизнь", №8, 1990-й год:
Цитата:
Студентка педагогического факультета Ужгородского университета Клара Алтбергер написала в молодежную венгерскую газету: хочу переписываться со сверстниками. Редакция письмо опубликовала. Среди тех, кто откликнулся, был будапештский студент, будущий психолог — Ласло Полгар. Завязалась переписка, молодые люди несколько раз встречались и поняли: они должны соединить свои судьбы. Произошло это более двадцати лет назад. г
В 1969 году у молодой четы в Будапеште родилась девочка. Жужа росла непоседливым ребенком, к игрушкам не была равнодушна, но уж очень любимых не выделяла. И однажды Ласло пришла в голову счастливая мысль — дать дочери шахматные фигуры и показать, как они ходят. К радости родителей, Жужа настолько увлеклась шахматами, что вскоре стала посещать клуб и даже участвовать в соревнованиях.
...Осенью 1979 года мне довелось побывать в Будапеште по командировке газеты «Советский спорт». Я уже знал, что десятилетняя Жужа Полгар успешно сыграла в полуфинале первенства Венгрии среди женщин. Захотелось встретиться с Жужей. Но адреса Полгар в шахматной Федерации не знали.
И тут, как часто бывает, помог случай. Встречаясь с работником посольства, посетовал на то, что так и не удалось побывать у Полгар — не мог узнать адрес-
— Полгар? Ничего нет проще. Жужа каждый .день привозит и отвозит двоих сестренок в детский сад нашего посольства.
Он позвонил туда, и через минуту у меня был адрес с подробным маршрутом.
Полгар жили на окраине города. Маленький домик на две комнаты, кухня, крохотный участок с грядками и цветами; и еще собачья конура, и клетка для кролика. В доме никакой роскоши, все очень просто.
После обеда пятилетняя Жофия (Жофика — уменьшительное, а в официальных документах — София) предложила сыграть в шахматы. Расставили фигуры, играли без часов, но очень быстро: я делал ход, отходил на пару шагов, чтобы сфотографировать ее за доской, и сразу же раздавался нетерпеливый возглас. Где-то на тридцатом ходу Жофика проиграла и, конечно, расстроилась. Я сказал, что она играет очень хорошо, что дядя выигрывал у мастеров и гроссмейстеров (увы, это было чудовищной ложью: лишь иногда побеждал перворазрядников), и тогда Жофика повеселела.
Каково же было мое удивление, когда трехлетняя Юдит быстренько расставила фигуры: дескать, давай, ходи! Клара выразительно посмотрела на меня и на часы — девочки должны ложиться спать.
Очерк в шахматном журнале об удивительной семье Полгар заканчивался фразой о том, что вот подрастет Юдит, и тогда... Теперь весь шахматный мир знает о сестрах Полгар, об их победах, громких титулах, высоких рейтингах.
И оказывается, все эти успехи детей были запрограммированы отцом еще... до их рождения?! Да, Ласло Полгар разработал программу воспитания и развития своих детей до их появления на свет.
В последнюю встречу, а она состоялась в 1986 году, через семь лет после первой, мы говорили с Ласло и Кларой об их эксперименте, спорили, в чем-то наши мнения расходились. Но не признать удивительных результатов воплощения программы было просто невозможно.
Конспективно систему Полгара можно изложить так: все дети гениальны, они имеют огромные способности к обучению, которые надо суметь использовать в максимальной степени. Большинство родителей и педагогов, увы, недостаточно зрелы и образованны, чтобы обучать детей. Семье принадлежит исключительная роль в интеллектуальном развитии ре-бенка. В семье должно быть трое-четверо детей. Какие качества у них развивать в первую очередь? Доверие, смелость, силу, настойчивость, энтузиазм, объективность в оценке людей и поступков, точность при наблюдениях, сопротивляемость при неудачах и успехах, упрямую старательность, терпимость (в том числе к критике, даже если она несправедлива), изобретательность, А самое главное — научить ребенка с младенческого возраста почувствовать красоту и радость приобретения знаний. (Желающих познакомиться подробнее с мыслями этих оригинальных педагогов отошлю к журналу «64—Шахматное обозрение», № 6 за прошлый год). Между прочим, Ласло предложил правительству дать ему возможность открыть экспе-рименталйную школу для детей-сирот, где он мог бы на практике подтвердить свой тезис: гениальность — в значительной мере вопрос воспитания.
Коли так получилось, что в семье оказались одни девочки, Полгары решили доказать: в любой интеллектуальной . деятельности женщины способны на то же, что и мужчины.
— В шахматах,— говорит Ласло,— дискриминация женщин много сильнее, чем в науке, искусстве и спорте. Нет же «мужской физики» или «женской математики». У вас Ленинские премии ведь не учреждены отдельно для мужчин и для женщин. А Нобелевские премии разве делятся по полу? Почему Жужа, Жофика или Юдит не могут стать чемпионами мира по шахматам? Не чемпионками, а именно чемпионами?
Для подтверждения правильности своей системы супруги выбрали шахматы и поставили цель: девочки должны играть с мужчинами на равных.
— Ну, а если бы кто-тоиз них предпочел другую игру?
С раннего детства они самостоятельны: в выборе друзей, распорядке дня, и, конечно, были вольны; бросить шахматы. Но они им нравятся.
Ласло достал книгу выдающегося немецкого шахматного теоретика Тарраша, и Клара перевела выдержку из нее: «Умственная деятельность, по-видимому, самое большое удовольствие в жизни, а шахматы — это разновидность умственной деятельности».
Три сестры охотно, много и не без успеха играют в мужских турнирах. Мы вместе считали страны, где они побывали, и на третьем десятке сбились. Не смогли сосчитать и число гроссмейстеров-мужчин, которые проигрывали (вовсе не из галантности) девочкам. Предвижу вопрос: ну, а с Каспаровым, Карповым они встречались? С чемпионом мира нет. Жу-жа играла с Карповым, проиграла, но Анатолий Евгеньевич высокого мнения о ее игре. Так что — возможен матч за мировую корону между мужчиной и женщиной? Ответим вопросом: а почему бы и нет?
В шахматной прессе нередко сравнивают: кто сильнее играл в 12 лет — Фишер, Каспаров, Карпов или Жужа и Юдит? У кого в таком возрасте был выше рейтинг? Ответы в пользу сестер.
Минуло почти два года после шахматной Олимпиады в Салониках (1988 г.), когда советская женская команда впервые за время участия в них осталась без золотых медалей. Наших обошли венгерки; всего на пол-очка, но опередили. В команде играли сестры Полгар и Ильдико Мадл. Средний возраст шахматистки венгерской сборной 16 лет — в два раза меньше, чем в нашей! Капитан команды Венгрии Я. Томпа рассказывал, какую бурю вызвало1 его решение включить в олимпийскую команду всех сестер Полгар: как, судьбу будут решать подростки?! И они ее решили!
В последнем рейтинг-листе ФИДЕ среди женщин первую строчку занимает Ю. Полгар, вторую — Ж. Полгар, восьмую —С. Полгар. Три международных гроссмейстера среди женщин (а Жужа и среди мужчин) из одной семьи в десятке сильнейших шахматисток мира! Такого еще никогда не было, и едва ли в нашем веке будет.
Так что же, вся жизнь девочек — шахматы? Да, они много занимаются шахматами (по 5—7 часов ежедневно), но ничто человеческое им( не чуждо. Они с удовольствием изучают языки (все хорошо знают русский и английский), много читают, собирают марки. Специальная антенна в их новой квартире (три комнаты на пятерых) позволяет принимать телепередачи из Москвы. Предпочтение — музыкальным и историческим программам. День начинается со спорта: дочери увлеченно — по часу и больше— делают зарядку, играют с мячом, обожают настольный теннис.