2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему
 
 Школьная олимпиадная задача с числами на гранях кубика
Сообщение04.09.2019, 20:33 


14/09/16
281
Здравствуйте.
На гранях кубика в произвольном порядке написаны числа от $1$ до $6$. Кубик бросили два раза. В первый раз сумма чисел на четырех боковых гранях оказалась равна $16$, во второй $13$. Какое число написано на грани, противоположной той, где написана цифра $5$.
мое решение.
у нас два варианта при первом броске $16= 6+5+4+1$ или $16=6+5+3+2$
так же два варианта при втором броске $13=6+4+1+2$ или $13=5+4+3+1$
Достаточно ли таких рассуждений. При втором броске в обоих случаях остается $4$ и $1$. Значит они расположены напротив друг друга. А отсюда при сумме $13$ следует что $6$ напротив $2$. А пятерка напротив тройки

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная олимпиадная задача с числами на гранях кубика
Сообщение05.09.2019, 07:28 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
Ivan 09 в сообщении #1413637 писал(а):
Достаточно ли таких рассуждений. При втором броске в обоих случаях остается $4$ и $1$. Значит они расположены напротив друг друга.


Не достаточно.
"Два варианта при втором броске" - это могут быть два разных кубика. А не два броска одного и того же кубика.
И Вы никак не используете информацию о первом броске.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная олимпиадная задача с числами на гранях кубика
Сообщение05.09.2019, 14:35 


14/09/16
281
EUgeneUS
спасибо, я уже когда написал и ещё раз посмотрел, понял, что ошибся.
Вроде разобрался, но выставляю на проверку.
из сумм сразу видно $6$ и $5$ рядом, а не напротив друг друга. Через тире обозначим противоположные цифры.
1 вариант $6-1$ Тогда из суммы $13$  имеем $4-2$ , а этого не может быть, потому что есть при сумме $16$ у нас либо $4$ , либо $2$.
2 вариант $6-4$. Тогда из суммы $16$ имеем   $5-1$ , а этого не может быть, потому что есть при сумме $13$ не может одновременно быть на гранях $6,4,1$  без $5$ или $4$ без $6$
3 вариант $6-3$.Тогда из суммы $16$ имеем   $   5-2$ , а этого не может быть, потому что есть при сумме $13$ у нас либо $2$ , либо $5$, не но вместе $5$ и $2$.
4 вариант Тогда методом исключения из первой суммы $6-2$. а отсюда $5-3$

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная олимпиадная задача с числами на гранях кубика
Сообщение05.09.2019, 15:09 
Аватара пользователя


11/12/16
13850
уездный город Н
Ivan 09 в сообщении #1413735 писал(а):
из сумм сразу видно $6$ и $5$ рядом, а не напротив друг друга.

из вариантов для суммы $13$, да, видно.
Сейчас "дырок" не нашел. Поэтому скажу свой вариант решения, имхо, как-то меньше переборов.

1. Назовем наборы чисел на боковых гранях совместимыми, если они могут реализоваться на одном и том же кубике.
2. Наборы совместимы тогда и только тогда, когда различаются ровно на два числа (два числа одинаковые, два - разные).
3. Сразу видим, что первый набор для суммы $16$ не совместим ни с одним набором для суммы $13$.
4. А значит реализовался второй вариант для суммы $16$, отсюда сразу $1-4$.
5. Наборы для суммы $13$ совместимы друг с другом (upd: и что важно, оба совместимы с оставшимся набором для $16$, нужно проверять оба варианта), убеждаемся, что каждый из них дает одно и то же решение.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная олимпиадная задача с числами на гранях кубика
Сообщение05.09.2019, 15:15 


14/09/16
281
EUgeneUS
Спасибо, разобрался с Вашим решением, оно и в самом деле проще.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная олимпиадная задача с числами на гранях кубика
Сообщение05.09.2019, 17:51 


08/05/08
600
Не понял, зачем все так сложно?
1. на 4х боковых сумма стала 16 следовательно Сумма на верхней и нижней =5
2. На 4х боковых сумма=13 . Следовательно сумма на верхней и нижней=8
На третьей паре противоположных сумма равна $21-5-8=8$
Понятно, что пятерка не может быть на той паре, у которой сумма с противоположным равна 5. А следоватльно пятерка в одной из тех пар, у которых сумма с противоположным равна 8

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная олимпиадная задача с числами на гранях кубика
Сообщение05.09.2019, 18:16 


05/09/16
12059
ET в сообщении #1413761 писал(а):
Не понял, зачем все так сложно?
1. на 4х боковых сумма стала 16 следовательно Сумма на верхней и нижней =5
2. На 4х боковых сумма=13 . Следовательно сумма на верхней и нижней=8

Действительно, назовём парой противоположные цифры. Из первого следует что у кубика есть пара 1+4 или 2+3, а из второго, что есть пара 2+6 или 3+5, но поскольку удовлетворяться первое и второе должно одновременно, значит пары это (1+4 и 2+6) или (1+4 и 3+5), и в обоих случая все три пары это 1+4, 2+6, 3+5.

 Профиль  
                  
 
 Re: Школьная олимпиадная задача с числами на гранях кубика
Сообщение05.09.2019, 18:40 


14/09/16
281
ET
Мне очень понравилось Ваше решение. Спасибо!
wrest
Ваше рассуждение тоже понравилось. Благодарю!

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group