Возвращаясь к автомобилю, трение в подшипниках это та же сила трения качения, которая, по-видимому, еще меньше силы трения качения, действующей на колеса, сопротивление воздуха зависит от скорости, то есть, все же, автомобиль с выкл. двигателем тормозит сила трения качения, а не сила сопротивления воздуха или есть скорость, где они сравниваются?
Нет, сила сопротивления об воздух больше, чем сила трения качения. Но, трение в подшипниках оказалось соизмеримое с трением об воздух. Вот есть документ:
http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/7005/1/01699.pdfТам в расчетной формуле 4 для мощности двигателя входят мощности расходуемые на сопротивление об воздух и трение в подшипниках. Так для автомобиля массой 1900 кг, при скорости 30 м/с и эффективной площади 1м кв. (площадь фронтальной проекции - 3,125 м кв.) получаются мощности, соответственно 16,2 и 11,2 кВт (я посчитал)
Это не совсем точное утверждение. На неведущие колёса тоже действует сила трения покоя (именно она раскручивает неведущие колёса). Но она компенсируется силой трения в подшипниках. Моменты тоже легко считаются. Причём в уравнивании моментов участвуют ещё и моменты сил реакции дороги (силы эти разные для ведущих и неведущих колёс), приложенные к колёсам.
Согласен, я пренебрег трением в подшипниках (чего делать было нельзя), поэтому на неведущие колеса тоже действует сила трения покоя (даже при равномерном движении), причем в обратную сторону. А вот на бильярдный шар, свободно катящийся без ускорения, сила трения покоя не действует..)))