2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу 1, 2, 3  След.
 
 Математика и музыка
Сообщение27.08.2008, 16:28 


27/08/08
19
Почему Пифагор в числе прочих дисциплин для своих учеников включал музыку? Какая связь математики с музыкой?
Лейбниц же вообще вот как определил музыку: "Музыка есть скрытое арифметическое упражнение души, не способной исчислить себя". Вот так. Прокомментируйте, пожалуйста, господа математики. Почему "души, не способной исчислить себя", ещё можно понять. Почему арифметическое-то???? Мне уже доказали, что алгебру гармонией поверять можно и нужно. Но вот Лейбница не понимаю! (А хочется, потому как нашла много интересного в его двухтомнике, но не всё понятно :oops: ).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение27.08.2008, 19:49 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
Посмотрите книжечку из серии "Популярные лекции по математике", выпуск 37:

Г.Е.Шилов. Простая гамма. Устройство музыкальной шкалы. "Наука", Москва, 1980.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение27.08.2008, 19:57 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
Someone в сообщении #141118 писал(а):
Г.Е.Шилов. Простая гамма. Устройство музыкальной шкалы. "Наука", Москва, 1980.

а я вот как-то интересовался этим вопросом (не этой книжкой, а вопросом). Из сугубо утилитарных целей: есть старинные записи, сделанные на заведомо неправильной скорости, ну и у винилового дивайса стабилизатор частоты вращения тоже полетел, а лезть с отвёрткой/паяльником как-то лень.

И была такая мысля: провести спектральный анализ сигнала и откорректировать скорость по неким опорным частотам (ну там какой-нить "ми" какой-нить первой октавы).

Так вот фиг. Выяснилось, что разные оркестры настраивают себя как бог на душу положит, исключительно по вкусу. Да и спектр каких-нибудь там струнных -- тоже не дискретен...

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение27.08.2008, 20:02 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


23/07/05
17976
Москва
По существующему международному стандарту, тон ля первой октавы имеет частоту 440 герц.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение27.08.2008, 20:06 
Заслуженный участник


11/05/08
32166
то-то и оно, что лишь по стандарту.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение27.08.2008, 22:03 


29/09/06
4552
В книге Пидоу Д.(Daniel Pedoe) Геометрия и искусство. серия "В мире науки и техники". Пер. с англ. Ю. А. Данилова. Под ред. И. М. Яглома. М. Мир. 1979г. 332с., мне запомнилось упоминание о том, что до некоторых пор геометрия и музыка преподавались вместе, и кажется, во времена Леонардо разделились. Это в главе, посвящённой Леонардо да Винчи. (Проверить воспоминания сейчас не могу, надеюсь лишь, что название книги восстановил правильно).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение27.08.2008, 23:19 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
Алексей К. в сообщении #141142 писал(а):
В книге Пидоу Д.(Daniel Pedoe) Геометрия и искусство. серия "В мире науки и техники". Пер. с англ. Ю. А. Данилова. Под ред. И. М. Яглома. М. Мир. 1979г. 332с., мне запомнилось упоминание о том, что до некоторых пор геометрия и музыка преподавались вместе, и кажется, во времена Леонардо разделились. Это в главе, посвящённой Леонардо да Винчи. (Проверить воспоминания сейчас не могу, надеюсь лишь, что название книги восстановил правильно).


Арифметика, геометрия, музыка и астрономия носили совокупное название квадривиум и вместе с тривиумом образовывали так называемые семь свободных искусств.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.08.2008, 00:26 
Аватара пользователя


23/09/07
364
Someone в сообщении #141118 писал(а):
Г.Е.Шилов. Простая гамма. Устройство музыкальной шкалы. "Наука", Москва, 1980

Большое спасибо!
А ещё что-нибудь, да побольше, можно?

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.08.2008, 09:50 


01/07/08
836
Киев
julia_nic писал(а):
Цитата:
Мне уже доказали, что алгебру гармонией поверять можно и нужно.


Мне кажется, средствами алгебры поверял гармонию Сальери.(Пушкин А.С.) Если Вы вкратце изложите доказательство, на которое Вы ссылаетесь, может быть разговор вернется к Вашей теме. Вы просили комментарии по отношению Лейбница-математика и музыки в его понимании. С уважением,

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.08.2008, 17:56 


27/08/08
19
У Пушкина это метафора: алгебра - от ума (математический расчёт), гармония - от души (вдохновение), пушкинский Сальери - ремесленник от музыки. С лёгкой руки гения это выражение (про ремесленника) стало синонимичным выражению "поверять алгеброй гармонию".
А если отвлечься от "Маленьких трагедий", то вернёмся к исходному значению слов. От математиков знаю, что и они оперируют этим понятием - гармония, отнюдь не в метафорическом смысле. А для музыкантов гармония - это, в числе прочего, композиционно-техническое понятие (отношения между звуками различных созвучий отвечают ряду музыкально-ЧИСЛОВЫХ пропорций). Т.е. алгебра гармонией поверяется. чтд :roll:
Спасибо за ссылки на книжечки!
Ещё бы по Лейбницу что-нить услышать... :wink:

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.08.2008, 19:48 
Заслуженный участник


18/03/07
1068
julia_nic писал(а):
(А хочется, потому как нашла много интересного в его двухтомнике, но не всё понятно :oops: ).


Не помню, чтобы кем-то когда-то по-русски был издан двухтомник Лейбница.

Мне по теме вспоминается обсуждение в «Государстве» Платона (521d—531c) вопроса о том, чему учить стражников. Перечисляются кратко аннотированные составляющие квадривиума (правда, их оказывается пять; узнайте, почему).

Ещё в «Игре в бисер», в «Опыте общепонятного введения в её историю», во множестве рассыпаны замечания, говорящие о связи математики и музыки как о чём-то очевидном. Пусть это придаст уверенности Вашим исследовательским интересам :).

~~~

Алексей К. в сообщении #141356 писал(а):
Нашёл упоминание о 4-х томнике, но добраться до текстов не смог.


Да, в серии «Философское наследие» был издан четырёхтомник. Если что, вот он (в отвратительном качестве).

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение28.08.2008, 21:12 


29/09/06
4552
luitzen в сообщении #141339 писал(а):
Не помню, чтобы кем-то когда-то по-русски был издан двухтомник Лейбница.

Нашёл упоминание о 4-х томнике, но добраться до текстов не смог.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.08.2008, 00:37 


23/07/08
14
У Эйлера есть трактат о музыке, о котором сказано, что он "слишком музыкален для математиков и чересчур математичен для музыкантов". Правда, пока не смог его найти.

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение29.08.2008, 09:55 


27/08/08
19
luitzen писал(а):
julia_nic писал(а):
(А хочется, потому как нашла много интересного в его двухтомнике, но не всё понятно :oops: ).


Не помню, чтобы кем-то когда-то по-русски был издан двухтомник Лейбница.


Ещё в «Игре в бисер», в «Опыте общепонятного введения в её историю», во множестве рассыпаны замечания, говорящие о связи математики и музыки как о чём-то очевидном. Пусть это придаст уверенности Вашим исследовательским интересам :).
~~~


Да, подловили, у меня два тома из 4-томного издания (АН СССР, институт философии, изд-во "Мысль", М-1982. Всегда считала, что это всё, что имеется :)

А именно Гессе-то своими "замечаниями" и спровоцировал мой исследовательский интерес :))

 Профиль  
                  
 
 
Сообщение31.08.2008, 15:30 
Заслуженный участник


08/04/08
8562
Мне не совсем понятно рассмотрение взаимосвязи математики и музыки в плане того, что музыкальные звуки можно анализировать достаточно сложным и интересным математическим аппаратом.
Я ваш вопрос о математике и музыке позволю себе рассмотреть чуть более специфично.
Если я не ошибаюсь, то когда-то проводился такой опыт. Зашли товарищи в консерваторию и опросили присутствующих, какое они отношение имеют к математике.
Ну и там оказалось, что около половины отношение имели (я не помню точно, преподаватели они были или кто. Может кто знает?)
Вот я исходный вопрос перефразирую так: почему это имело место?
Вряд ли те математики, которые сидели в консерватории сидели там и анализировали звук с помощью рядов Фурье.
В той мере, насколько я математик (возможно, что присутствующие так не считают), я могу предположить следующее, исходя из того, что имело место со мной, когда мне было около 14-15 лет.
В этом возрасте, согласно психологии формируется лимбическая система. Она отвечает за ритм, чувство ритма, повторяющиеся движения, танцы итп.
Так вот. Мне в этом возрасте очень понравилась определенная музыка. Вообще-то я слушаю очень ограниченное число музыкальных групп и почти не приобретаю новые.
То есть мне это сейчас не сильно интересно.
Так вот, я когда слушал музыку в том возрасте (с магнитофона, даже с самодельного, который жутко хрипел), она вызывала эмоции: радость, сильное удивление, очарование. Трудно очень передать.
А в голове при этом появлялись очень разнообразные образы, видения. Причем это были не люди, какие-то действия (типа как в попсе поют: ты меня бросил итп). Нет.
Это были очень отвлеченные, абстрактные образы. Шум, фон, свет, звук, пульс, резкий импульс, падение, цвет. Это еще труднее передать. Это очень привлекало. Даже у психоделии.
И вот, наконец, вывод: у меня часть этих образов переплелась с образным восприятием математических абстракций.
Кроме того - похожее ощущение радости, как при решении впервые сложных задач.
Сейчас, конечно, эти ощущения и образы появляются все меньше. Все больше слов.
Так вот: музыка стимулирует фантазию, причем вызывает такие же образы, как и математика.
Отсюда интерес. Все.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 38 ]  На страницу 1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы Математики, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group