А если Вас попросить сказать, как трактовать вероятность события "выбор бракованного изделия с первой попытки", если среди 10-ти предложенных одно бракованное? Будете вводить бесконечное число первых попыток и искать предельную долю?
В такой постановке вопрос вообще не имеет смысла, потому что не до конца конкретизирован опыт. Одно дело, когда вы рассматриваете вытягивание бракованного изделия именно из данной партии, и совсем другое - если из произвольно выбранной партии, полученной на данном заводе (в разных партиях может быть разное значение брака). По этой причине я всегда своим студентам говорю - прежде чем рассматривать вероятность события вначале четко конкретизируйте эксперимент.
UPD. Не заметил при первом чтении ваше "среди 10-ти предложенных одно бракованное" . Тогда все просто - воспроизводите эксперимент с последовательными вытаскиваниями ( один эксперимент включает в себя несколько последовательных вытаскиваний из партии, в которой всегда 1 бракованное из 10).
А вообще, моя позиция (которую я доношу студентам) такова:
Цитата:
"Исторически столкнулись с тем, что при проведении экспериментов даже с казалось бы одинаковыми существенными для наступления результата условиями эти самые результаты все равно могли получаться разными. Причем никак нельзя было предугадать, когда какой. Постепенно у людей стало формироваться понятие случайности в противовес детерминированности (определенности).
В настоящее время это понятие является фундаментальным научным понятием, которое нельзя объяснить, как и, например, понятие числа, но которое, как и последнее, можно попробовать описать математически.
Важно понимать, что не все явления, которые в эксперименте дают разные результаты, можно отнести к случайным, а только те, которые обладают фундаментальным свойством случайности, которое должен распознать исследователь. Помочь ему в этом могут следующие признаки (признаки случайности явления):
1) явление может рассматриваться как результат эксперимента, контролируемые условия которого выступают единственными существенными причинами возникновения данного явления. (Примечание: эксперимент не обязательно должен быть поставлен человеком - главное, чтобы явление можно было рассматривать как происходящее в результате теоретически воспроизводимого человеком эксперимента);
2) [массовость] нет принципиальных ограничений на возможность воспроизвести эксперимент сколь угодно большое число раз (Примечание: нет принципиально разницы, рассматривается воспроизводимость во времени, то есть, один и тот же эксперимент ставится повторно, либо в пространстве - то есть, параллельно ставится сразу множество одинаковых экспериментов);
3 [частотная устойчивость] при увеличении числа воспроизводимых экспериментов относительная частота (доля от общего числа) появления каждого отдельного результата стремится к определенному числу"
Классика даёт возможность - через комбинаторику - сразу решать задачи, в т.ч. практические.
Затем можно перейти к непрерывному распределению - геометрические вероятности.
Аксиоматический подход нужен только математикам. Простых практических задач там не придумаешь.
Такое ощущение, что вы не читали мой пост. Я же в самом начале писал:
На возможное возражение, мол, чтобы дать им возможность на первых порах через расчеты "пощупать" вероятность событий типа "выпадения орла", могу сказать, что это же самое можно давать и без введения схемы случаев в явном виде. Достаточно только опираться на соображения симметрии, рассуждая след. образом - раз из соображений симметрии процесс выпадения орла ничем не отличается от процесса выпадения решки, то резонно ожидать, что в серии из бесконечного числа экспериментов решка будет выпадать так же часто, как и орел. Откуда вероятность равна 1/2. (Такой подход к тому же заострял бы внимание на том, что проводить подобные рассуждения можно только при наличии обоснованных предположений о симметрии, то есть, что это очень частный случай.)
То есть, я не за то, чтобы отказаться от расчета вероятности через схему случаев. Я за то, чтобы не дурить голову студентам, что именно эта схема расчета и есть то, что называют вероятностью.
Markiyan Hirnyk. Да, хотелось бы именно в таком ключе видеть изложение - вначале немного про относительную частоту (чтобы сформировать представление о вероятности), потом про ее аксиоматизацию и далее уже математический аппарат ТВ. Но насколько мне известно, во многих университетах до сих пор работают по прежней схеме.
Термин "мера" не применяю вообще.
А я наоборот студентам говорю, что обратите внимание,
как функция множеств обладает всеми свойствами, которыми обладает то, чем мы обычно меряем длину/площадь/объем/ количество предметов. Поэтому ее называют вероятностной мерой, и поэтому, если забудете какое-то свойство, то его легко вспомнить, если события заменить на множества, например, на плоскости, а вероятности событий - на площадь этих множеств. Например,
легко понять по аналогии
.