Может быть, по мере совершенствования нашей картины мира, "общая теория всего" (это, собственно, и есть результат сжатия) и должна выглядеть все более бессмысленной?
1. Если исходить из того, что некая объективная реальность существует, то процесс познания — это, очевидно, всё более точное её описание. Пусть этот процесс нелинеен, связан с периодическим переосмыслением прошлых идей, но тем не менее. В то же время абсолютно точное описание реальности не имеет смысла (у теории, которая опишет всё, нет границ применимости, а значит, нет и смысла). Таким образом, познание — это приближение к итогу, который не имеет смысла. Следовательно чем точнее знание описывает мир, тем более бессмысленными должны становиться теории.
Однако, с другой стороны, итог познания в виде полностью бессмысленной «теории всего» не имеет смысла, то есть достичь его нельзя. Поэтому на практике «бессмысленность» всё более точных теорий должна, по-видимому, выражаться в том, что теории будут становиться всё более необычными, по отношению к непосредственно наблюдаемому миру, а их язык всё сложнее. Одновременно будут расти трудности фундаментального познания, и в итоге процесс выдвижения и опровержения гипотез станет во всех отношениях столь затратным, что фундаментальное познание остановится задолго до своего «реально» бессмысленного итога.
2. Другой вариант. Если «настоящая» реальность не имеет смысла, то говорить о том, что познание есть всё более точное её описание, тоже не имеет смысла. Однако если ничего реальное не познаётся, то никакое знание не имеет смысла знания объективного — а значит, не имеет смысла объективного знания и идея, что «настоящая» реальность не имеет смысла. Таким образом, или вариант выше, или никакого. В то же время если, согласно варианту выше, настоящая реальность не может быть известна, то никакая точка зрения на мир не может быть отвергнута окончательно. Следовательно, уточняя, вариант выше на данный момент просто выглядит более обоснованным, чем «другой вариант».
3. Нелинейность познания означает, что возможны варианты теорий. В то же время чем точнее теории описывают мир, тем меньше возможно вариантов теорий. Например, научная теория имеет в основании уже слишком много точных данных наблюдений и экспериментов, чтобы непротиворечиво интерпретировать их как-либо ещё — то есть в науке при наличии альтернатив в большинстве случаев можно выделить лучшую теорию, которая и становится общепризнанной. Или, другими словами, процесс выдвижения и опровержения гипотез в науке наиболее наглядный.
Одновременно на минимальную вариативность научных теорий, по-видимому, влияло развитие коммуникаций в условиях очевидного первенства западной цивилизации, что так или иначе заставляло ориентироваться на её представления, и в конечном итоге обусловило выделение некоторого общего для всего человечества пути научного познания.