Heart-Shaped Glasses,
процитирую из документа, с которого и начался разговор:
(Оффтоп)
Цитата:
CORE MATHEMATICS
Матфак, а равно и НМУ, постоянно критикуют за
узкий выбор математических предметов. Критики
уверены, что обучение математике должно строиться
как на мехмате, то есть основным предметом должна
быть теория функций действительного переменного
(анализ на прямой), в нагрузку к которой предлагается
сборная солянка из прикладных курсов, от статистики
классической механики и дифуров до УрЧП.
Я не уверен в практической ценности подобных знаний,
хотя программа "калькулюса" в западных университетах
(математические курсы, которые читаются для студентов, которые
не собираются быть математиками, и впадают в кататонический
ступор при виде икса в уравнении) в общих чертах соответствует
этому идеалу. Но "калькулюс" есть универсально ненавистный
предмет, вызывающий равное отвращение у студентов и у преподавателей.
Поэтому обсуждать калькулюс противно и я не хочу.
Дима Павлов предложил называть предмет, который преподает
НМУ и матфак Вышки, core mathematics, ссылаясь на текст
Майкла Атьи, где core mathematics якобы определяется. Подходящей
цитаты из Атьи я найти не мог, но суть происходящего изложить
просто. Математик развивает свою науку на фундаменте
теорий, разработанных его предшественниками. Некоторые
из этих теорий развились до такой степени, что для осмысленной
работы с ними требуется несколько лет изучения.
Интересно, что если отбросить верхний этаж, то есть науки,
которые требует год-другой нормальной работы, чтобы их освоить,
останутся курсы, которые теснейшим образом переплетены друг с другом.
Алгебраическую топологию невозможно освоить без теории
категорий и гомологической алгебры, они же играют ключевую
роль в алгебраической геометрии, которая основана на
коммутативной алгебре, теории чисел, дифференциальной
геометрии и комплексном анализе, которые базируются на
топологии и УрЧП. Именно это и называется core mathematics -
совокупность тесно связанных предметов, лежащих в фундаменте
большинства заметных достижений математики после начала 1960-х.
Прекрасной иллюстрацией к понятию core mathematics
является теорема об индексе Атьи-Зингера; для ее понимания
нужны фундаментальные знания в функциональном анализе,
топологии, теории групп Ли, спинорной геометрии, К-теории и
УрЧП, а ее основная область применения - алгебраическая геометрия,
дифференциальная геометрия и топология. Для практических
целей, можно определить core mathematics как "предметы, которые
используются в доказательстве теоремы Атьи-Зингера". Это
определение неточное, но настолько близкое к точному, что разница
делается незначительна. Вместо Атьи-Зингера можно
взять любое другое великое достижение математики: работы
Делиня по гипотезам Вейля (и их развитие в книге
Бейлинсона-Бернштейна-Делиня), доказательство Уайлсом
теоремы Ферма, доказательство Гротендика
формулы Гротендика-Римана-Роха, доказательство
Гивенталем зеркальной симметрии, или работы Дональдсона,
Уленбек и Таубса по 4-мерной топологии. Для каждого
из этих предметов, сущность "core mathematics"
будет немного другой, но разница в десяток
процентов непринципиальна, и никак не влияет
на предмет обучения студентов первого и второго года.
Ориентация матфака ВШЭ на core mathematics
в общих чертах разделяется студентами и сотрудниками;
предложенная мной программа есть введение в core
mathematics и ничего больше. Выбранная ориентация --
не предмет для обсуждений, если вам нужен факультет,
где готовят программистов, инженеров или актуариев,
вы пришли не туда.
Для целей составления этой программы, единственная
иерархия есть роль предмета в core mathematics;
в программу включены предметы, без которых невозможно
обойтись при изучении более продвинутых курсов, и
только они.
-- 30.04.2019, 16:03 --Замечу, что я не считаю предметы, не относящиеся к core mathematics, хуже относящихся, просто не вижу смысла преподавать их всем подряд. Есть и другие взгляды на преподавание математики, например, отменить обязательную программу вообще. Тогда core и не-core mathematics будут равноправны в образовании. Третий подход, а именно тот, который сейчас доминирует везде, где есть обязательная программа (кроме матфака ВШЭ), преподавать на факультете преимущественно те предметы, которые могут помочь в изучении прикладных дисциплин (в том числе и сами прикладные дисциплины). На мой взгляд, этот подход ужасен, потому в результате что никакого "математического образования" учащийся не получает, а только может устроиться программистом или пойти в банк (за вычетом самообразования, но зачем тогда вуз). Варианта изучать всё вообще - как core mathematics, так и не core mathematics с прикладными предметами, как вы понимаете, не существует, потому что ни у кого не хватит ни времени ни сил.