Прошу прощения за провокационный вопрос (и длинный текст). Конечно, я знаю, почему они не падают. (Так и тянет меня все время в 9 класс). Но вот объяснения, встречающиеся в учебниках и в различных «образовательных» ресурсах, кажутся не всегда правильными, удачными и по-моему затрудняют понимание учащимися и интересующимися. 1. Ну, с объяснением типа: «Спутники запускают на запад (?), а земля имеет форму чемодана шара и вращается, вот поэтому спутники и не падают на землю», которое в Интернете находится под первым номером (!) при запросе в поисковике, - все ясно. «Вот как устроен мир, о учитель…» (С). 2. Под номером 2 в Интернете можно прочитать про профессора Станюковича, который в 1957 году объясняет пионеру Ване про гайку на конце вращающейся веревки. Думаю, для пионера вполне пригодное объяснение. 3. Самое распространенное и «красивое» объяснение – восходит к рисунку Ньютона, про камень, который бросают с высокой горы все дальше и дальше, пока камень не перестанет падать на землю и его траектория превратится в окружность. «Камень летит по касательной, при этом он все время падает на Землю, но земля круглая, и из-за кривизны поверхности она постоянно уходит вниз с той же скоростью, с которой камень падает на Землю». Насколько это словесное объяснение правильно? Достаточно ли оно для понимания явления? Если в классическую школьную задачку про тело, брошенное горизонтально, подставить значение начальной скорости 7900 м/сек (для простоты используя для этого специальный онлайн-калькулятор с построением графика), то при значении времени примерно 800 секунд кривая графика ожидаемо почти точно совпадает с окружностью Земли. Правда, если вместо 800 секунд подставить значительно большее значение, то парабола останется параболой, и в окружность не замкнется… Ну, бог с ним, калькулятор не для этого создавался, и кривизну Земли не учитывает. Но если ее учитывать, то получается, что камень-спутник «падает» на Землю с постоянной скоростью около 0,6 м в сек (кривизна 7,5 см на км), а должен-то «падать» ускоренно (он же, типа, «в свободном падении»)… Можно считать эти измышления бредом, но такой ход мысли возможен. Поэтому, мне кажется это «красивое» объяснение «по Ньютону» следует оставить только как историческое, и не злоупотреблять им. 4. Школьный учебник (например, Перышкин). «Движение спутника происходит под действием одной только силы тяжести. Эта сила сообщает ему ускорение свободного падения g, которое в данном случае выполняет роль центростремительного ускорения». Ну, тут все классически, строго научно. Правда у учащегося тут может случиться «ступор»: ну, конечно, на спутник действует «одна только сила тяжести», которая стремится спутник «уронить», и именно поэтому он и не падает, ага, конечно, кто бы сомневался. И тут сразу, без переходов, – бац, и из формулы центростремительного ускорения в два действия выводится простейшая формула первой космической скорости. Которую запомним, и вместе с ее выводом прибережем для ЕГЭ (вместе со вторым вариантом, через гравитацию). А потом, уже став взрослыми, на вопрос о том, почему спутники не падают на Землю, ответим: потому что в космосе нет гравитации. На мой взгляд, стремясь обеспечить абсолютную научность и строгость объяснения, и пытаясь избежать использования «ругаемой» темы центробежной силы, авторы данный раздел в учебниках написали все-таки неудачно. Все-таки, без сил инерции, без центробежной силы (в неинерциальной системе отсчета, свят-свят) нормальное объяснение невозможно. 5. Википедия. Изменения и правки в тексте статьи «1 космическая скорость» (которые можно посмотреть в истории правок) показывают, как постепенно побеждает идея полностью вычистить из обращения «ненужную» «фиктивную» центробежную силу. Первые варианты объяснения 1 космической скорости в Википедии содержали понятия центробежной силы, и формула логично выводилась из принципа уравновешивания силы тяжести центробежной силой. Потом вариант с центробежной силой перекочевал на задворки статьи, с оговорками о неинерциальной системе отсчета (ну и что плохого в НИСО?), и о том, что эту силу используют для объяснения лишь «иногда». И вот наконец, в сентябре 2017 года (совсем недавно) центробежную силу из статьи в Вики про спутники убрали совсем… Первоначально оставив лишь центростремительную силу. Впрочем, оказалось, ненадолго: «…строго говоря, использование каждого из обсуждаемых терминов излишне, поскольку они не обозначают никаких новых сил, являясь синонимами единственной силы — силы тяготения» (Википедия, 2019). Собственно, вопрос: а может, ну их, эти тонкости, которые создают только нелепые трудности в понимании несложных тем? Может быть, оставить школьникам любимые и понятные центробежные силы, с оговорками насчет неинерциальной системы отсчета?
|