меня абстрактное, скорее, привлекало нежели отталкивало.
Да в общем, меня абстрактное тоже привлекает. Однако до какого-то предела. Когда определения громоздятся одно на другом, и никак не видно, чтобы они начинали взаимодействовать, а от самого нагромождения голова уже трещит - интерес как-то пропадает. Ну есть такая башня, и что... Не взбираться же на неё из одной только любви к альпинизму.
Вот это мне непонятно. Вы же изучали математику с какой-то целью, а не просто ради удовольствия, верно? А именно - чтобы потом применить её в физике.
Вот как раз нет. Для физики нужно совсем немного математики - какие-то 10 % или 1 % от того, что предлагается. Так что "просто ради удовольствия" - мотив для знакомства примерно с половиной математики, с которой я знаком.
При этом, математика весьма часто излагается с высокомерным презрением к тем, кто захочет её применять. "Мы тут теоремы доказываем, а не учим плебейским вычислениям." Это, как минимум, раздражает. И заодно отрывает изучаемую математику от применения, вынуждает изучать её для удовольствия, или не изучать вовсе. (А для вычислений вполне достаточно примерно матриц и тензоров и анализа на
- сами понимаете, сколько это.)
Из вашего предыдущего сообщения я не увидел, что вам было очень сложно или непонятно, но увидел, что вы сомневались в полезности конкретных математических концепций. Неужели вы совсем не верили старшим товарищам, которые побудили вас это изучать?
Ну, когда речь шла о группах, то скажу честно, я их изучал настолько давно, что уже не помню, было ли мне сложно, или нет. Кажется, было. Но не помню мотивации.
А другие вещи, которые я называл - было реально сложно. Особенно при первом знакомстве. Потом при втором и при третьем. И никакие старшие товарищи меня не побуждали - не было таковых. Были упоминания в некоторых книгах, что такое-то решается такими-то методами, что такое-то наводит ясность в том-то. Вот и все стимулы. В том числе, поэтому история растянулась на намного больше лет, чем могла бы.
"такое часто встречается"
Я боюсь, это первокурснику-математику показать невозможно, можно лишь его обмануть. Реальное примение групп в современной исследовательской математике (например, группы Ли или гомотопические группы) требует большего количества знаний, чем есть у него не данный момент.
Я думаю, что для того, чтобы привести названные мной примеры, не требуется излагать тех теорий, которые их сполна задействуют. Тут опять же: пример может быть простым и обозримым, даже если абстракции, которые из него вырастают, идут далеко в будущее. То есть, названные вами вещи - это по сути уже не теория групп, это другие теории. Упомянуть их можно, пускай смысла этих названий пока слушатели и не знают.
Это, кстати, ещё один "заскок" в преподавании математики: стремиться ни в коем случае не упоминать никаких вещей до того, как их можно с полной строгостью и полнотой ввести. Ни в одной другой науке такого нет. И даже в школьной математике нет. Строгость самой математики - не оправдание: одно дело строго
доказывать результаты, и совсем другое - как
излагать предмет. Никто не спорит, что к моменту произнесения доказательства нужный уровень строгости должен быть достигнут (или честно сказать о срезанных углах).
Впрочем, они абелевы.
Да, абелевых примеров ещё полмешка напрашивалось, я сам тоже писал и стирал.
Только так и надо. Этим группам надо посвятить отдельно пару лекций.
Я бы даже сказал, не только лекций, но и практических занятий.
Впрочем, про группы поговорить приятно, но упомянул я их как иллюстрацию более общей мысли.