Хотя наличие этой тонкой жидкой прослойки по-моему тоже довольно не очевидный факт.
Это становится неизбежным при плюсовой температуре воздуха, который будет согревать поверхность снега (лыжни), и она начнет подтаивать.
Вообще-то, в теории скольжения лыж считается, что при движении лыжи о снежную поверхность, за счет трения, выделяется тепло, которое оплавляет острые грани снежных игл, и образующаяся на них тончайшая пленка воды, толщиной несколько микрон, служит смазкой, улучшающей скольжение.
Именно поэтому скольжение лыж, при понижении температуры воздуха - ухудшается, так как тепла трения становится недостаточно для оплавления и сглаживания твердых кристаллов снега.
Но, когда пленка воды становится слишком толстой (в теплую погоду), то она становится уже препятствием для скольжения - добавляется вязкостная составляющая жидкостного трения.
Кроме того, при толстой пленке воды, она (вода) вытесняет воздух из пространства между лыжей и лыжней и возникает эффект подсасывания - лыжа прилипает к лыжне.
В добавок ко всему, вода ослабляет связи между кристаллами снега, и слой снега теряет свою прочность и становится более подвижным, то есть при давлении лыжи он деформируется и смещается, что также ухудшает скольжение.
Есть еще один фактор ухудшающий скольжение - это грязь, то есть микрочастицы пыли, сажи и других твердых веществ, которые, как правило, являются гидрофобными и вытесняются водой на поверхность лыжни.
И еще: если снежная "каша", в которую въезжает лыжа, становится тяжелее при увеличении температуры, то на движение этой каши (ведь лыжа ее двигает) тоже тратится энергия. И неизвестно (во всяком случае для меня), на что больше: на вязкое трение или на механические перемещения снежной массы.
Ну, при таких условиях, когда образуется "каша", то естественно, значительную долю усилий лыжник будет тратить на ее деформацию.