rockclimber:
Размыв и нагрев - разные процессы - совершенно верно, и это как раз то, что надо. При размыве из зоны прорыва вымывается большая часть породы, ее и учитывать не нужно, образуется полость, заполненная водой, соответственно оставшаяся часть свода имеет не такую уж значительную теплоемкость.
В юности студентом калымил на теплоизолировании теплотрасс. Что видел: две трубы-сотки (отопление) на глубине 1,6 метра, недостаточно изолированные, засыпанные грунтом. Теплотрассе лет 10. На поверхности над трассой каждую зиму росла трава и грелись собаки (морозы до -30). И это всего лишь недостаточная теплоизоляция. При попадании очень горячей воды в окружающий грунт из трубы-пятисотки, ситуация как я понимаю, совершенно иная: площадь контакта гигантская, вода со своим огромным запасом теплоты проникает во все слои над трассой. Я не знаю, как это можно сравнить с нагревом кубометра грунта стоваттной лампочкой. Когда обрушение уже произошло, то в образовавшемся котловане в почти кипящей воде (где люди получают тяжелейшие ожоги) уже плавают эти горячие кубометры грунта. А 10 минут назад все было по-другому? 100 ватт - это тепловыделение уже на поверхности, конечный результат, который, как я полагаю, и должен быть виден тепловизору. Распространение тепла в стороны не является препятствием, так как задачей контроля будет не только обнаружение градиента по поверхности, но и просто выявление внезапного роста температуры грунта над трассой.
Если прорвет холодную трубу, это плохо и опасно, но несопоставимо с опасностью утонуть в кипятке.
Тепловизоры дороги, но все развивается и все более совершенная техника становится доступной. Честно говоря, ни разу не держал в руках тепловизор, но вроде бы достаточно несложные ИК-приборы позволяют обнаружить ночью человека с вертолета (те же 100 Вт тепловыделения с примерно того же квадратного метра, со стандартной высоты 300 метров). Это кстати к вопросу о том, куда вешать приборы. Поэтому у меня и вопрос по приборам: то, что тепловизор видит "перпендикулярно" на 300 метров - это вроде бы так. А если под углом, вдаль, на те же 300 метров? Еще, можно контролировать только опасные места (хотя и таких конечно много, но хоть не на безлюдных участках). Узкий угол обзора - это как раз то, что нужно. Надо даже еще уже: строго вдоль трассы.
"Проще сразу нормально уложить трубы, а потом нормально их обслуживать". Не совсем так. Надежное оборудование, хороший монтаж и качественное обслуживание не отменяют необходимости контроля (в том числе аварийного) - это аксиома. Когда-нибудь мы к этому придем и в данном вопросе. (Ну или отказаться от таких теплотрасс в городах, снизив температуру и давление).
Дорого? А если человек, почти сварившийся заживо в кипятке, вчинит иск миллионов на 10?
-- 14.02.2019, 11:58 --На любые предположения такого рода есть стандартный ответ: нет, пока не доказано обратное
Вот тут, например, доказывается
ИМХО, ТС опоздал с этой идеей лет этак на 15, а то и на 30.
Опоздал с идеей - это не страшно, я ж не в роспатент обращаюсь. Наоборот, за прошедшие 15-30 лет техника вроде бы значительно продвинулась, и к приведенному вами источнику можно отнестись с сегодняшних позиций. (Огромное спасибо за ссылку).
Тем более, что из этого источника вроде бы такой категоричный отрицательный ответ не следует. Наоборот: "Таким образом, тепловой метод НРК
является достаточно эффективным и достоверным способом прогнозирования состояния участков подземных теплотрасс".
Правда там же : "Расшифровка термограмм поставляет оперативную информацию о разнообразных глубинных процессах в зоне прокладки теплотрасс, однако возникающие помехи снижают вероятность обнаружения реальных дефектов и аномалий". То есть помехи снижают эффективность. Однако в цитируемой работе аварийные случаи в виде порывов трубопровода вообще не рассматривались, а только нарушения теплоизоляции, изменение влажности окружающих грунтов и т.д. Да и температура теплоносителя была всего 50 градусов (!). И даже при всем этом удавалось (приборами того времени!) зафиксировать изменения температуры поверхности над трассой. Теперь мысленно добавим в эту работу: температура 100 градусов, непосредственное попадание горячей воды в грунт над трассой и современные тепловизоры. Думаю, что результат в этой работе был бы вполне приличным.
Так что может быть у этой старинной идеи есть будущее?
-- 14.02.2019, 12:36 --Дополнительно полазив по Интернету, обнаружил, что "Тепловизионная диагностика" подземных трубопроводов горячей воды с помощью тепловизоров - это достаточно распространенная услуга, направленная в том числе и на поиск даже незначительных утечек. Есть также и "Тепловая аэросъемка", позволяющая "в короткий срок выявить аварийные и потенциально-дефектные участки тепловых сетей". Это уже совсем близко. То есть,
сама идея абсолютно реальна и давно работает.
Но пока применяется исключительно в "поисковом" режиме.
Вопрос в возможности создания сети простых и дешевых стационарных объектов (не дороже камер видеонаблюдения, способных различать номера и лица), позволяющих вовремя обнаружить утечку или произошедший порыв.
У требуемых приборов достаточно узкая задача. И мне кажется, разработка таких приборов и их удешевление - вполне реальная задача. Как заставить городские власти создать такую систему - это уже другая проблема.