Вообще-то в этой ситуации те, кто объезжают пробку, ни в чём не виноваты (кроме здорового эгоизма). Виноваты те, кто пробку допустил и устроил.
Ну тогда и те, кто не впускают в поток тех, кто объезжает пробку по обочине, ни в чём не виноваты (кроме здорового эгоизма).
Есть в передаче "Разрушители мифов" эпизод, в котором они проверяют миф, что на шоссе, если один водитель притормозит на мгновение, то это может вызвать пробку (которую он сам немедленно покинет), причем она может распространяться и назад. В условиях умеренного траффика "миф" подтвердился.
На самом деле это не миф, а вывод из простейшей модели траффика
где
это плотность машин, а
скорость при данной плотности, и
(естественно). Тогда скорость распространения будет
и даже может быть отрицательной. Эта модель описана в книге Уизема "Линейные и нелинейные волны".
(Оффтоп)
Несколько лет назад я был председателем жюри у инженеров, и защищалась диссертация, в которой была рассмотрена именно эта модель (без каких-либо усложнений или модификаций). Председатель жюри это человек с другой кафедры, который следит за соблюдением правил. (1) В диссертации он ничего не понимает, (2) вопросов диссертанту не задает и (3) не голосует. В данном случае неофициальный (1) был не выполнен, полуофициальный (2) был полу соблюден, а официальный (3) соблюден.