Именно точка
является
мгновенной осью вращения, вокруг которой блок вращается как твёрдое тело. Блок можно сравнить с колесом, которое катится вверх по левой нити. Аналогично у рычага осью вращения является точка опоры (я не различаю ось и точку из-за двумерности чертежа).
Если вам не нравится, что эта точка всё время сдвигается, рассмотрите малое движение блока и нити. Скажем, на 1°. При этом рассматривайте не новую точку отхода нити, а положение предыдущей точки, если её пометить, например, фломастером на блоке и на нити.
Я ей сказал,что правильнее все таки (по логике) считать точкой опоры точку прикрепления нити к "крючку" - длина плеча будет такая же, как если считать точкой опоры точку О (крайне левую точку на колесе)
С точки зрения формальных вычислений - это одно и то же. Но сравнение с рычагом в 7 классе понятнее.
В учебнике просто постулируется,что точка О является точкой опоры , Но НЕ доказывается это (впрочем вообще определения что такое точка опоры также не дается, поэтому невозможно что-либо вообще сказать определенно) - то есть мы должны как то верить на слово этому.
Доказательство будет в 9 классе, где дадут полноценно правило моментов.