А, вы про такие сериалы...
Не знаю. Когда я слышу слово "сериал", мне приходят в голову "Санта-Барбара", "Доктор Хаус", "Numb3rs", "Улицы разбитых фонарей", "Интерны" и т.п. Я не знаю, может быть, под какими-то из них лежат литературные произведения, но у меня сложилось впечатление, что нет (специально не гуглил).
Мне тоже в первую очередь приходят в голову подобные вещи при встрече со словом "сериал".
Я так скажу. С того момента, как я стал очень разборчиво относиться к тому, что смотреть (а это давно случилось), я видел только два сериала - "Дживс и Вустер" и "Пуаро" (который с Д. Суше). В них хорошо было то, что режиссёры (в основном) бережно относились к лежащему в основе литературному источнику, не добавляя "своего видения" (хотя в последних сериях "Пуаро" это стали нарушать, к сожалению). Также размер сериала по определению был ограничен: что один автор, что другая "исчо" уже не напишет.
В принципе к сериалам я всегда относился критически, отдавая предпочтение фильмам. Конечно, утверждение в абсолют не возвожу и сейчас попытаюсь мнение аргументировать, хотя тут широчайший простор для субъективного.
Во-первых, я сразу вывожу за скобки сериалы, сценарии к которым пишутся по ходу дела. Произведение - на мой взгляд - должно иметь идею, которую знает хотя бы автор. Должна быть выстроенная структура. Когда произведение хорошо продумано, и у его автора нет цели только заработать побольше денег, то выполнение этих условий предполагает сначала написанный до конца сценарий - потом снятое кино.
Во-вторых, почему названные мной сериалы мне представляются естественными. Каждая серия в них принципиально самодостаточна, а глубоких идей в них авторы не закладывали. Когда ещё оправдано разложение произведения на сериал: когда действие очень насыщенное, и уложиться в две-три серии - значит наверняка чем-то существенным пожертвовать. В противном случае идея раскладывается-растягивается до невозможности. Если она вообще есть.
В-третьих, когда создатель кино сразу задумывает сериал, то он оставляет себе большую свободу манёвра. Можно серию-другую "раскачиваться", не слишком задумываться над расстановкой акцентов, над тем, как вести внимание зрителя от эпизода к эпизоду,
не теряя связности действия.
Как-то так. И вообще, на нынешнее кино - и на сериалы и на несериалы - я смотрю очень пессимистично. Какое-то оно стало слишком претенциозное или слишком вычурное, или просто пустое. Я ожидаю, что со мной будут несогласны, что ж поделать... Я к этому привык. Никто ведь не обязан меня в чём-то убеждать. И я никому своё мнение не навязываю.
P.S. Да, а поводу "вредно - не вредно" - это я просто обсуждать не буду. Жить вредно. От этого умирают.