pogulyat_vyshelВы очень удивитесь, но центральный вопрос "Эгоистичного гена" Докинза таков: "В природе есть альтруистическое поведение. Почему оно возможно? В каких условиях естественный отбор будет способствовать появлению такого поведения?".
Упрощенно это можно представить так:
С организмоцентричной точки зрения, если особь жертвует собой ради других, то она теряет возможность воспроизвестись. Если одни особи в популяции наследуют особенности, которые увеличивают вероятность их самопожертвования, а другие особи не наследуют, то наследие первых должно постепенно вымываться из популяции. В конце концов, в популяции не должно остаться альтруистов.
С геноцентричной точки зрения, особь, жертвуя собой и спасая других, может, при некоторых условиях, увеличить вероятность репликации своих собственных генов, копии которых находятся в телах тех, кого она спасает.
Например, особь, ценой своей жизни спасшая десяток своих родных братьев и сестер, при некоторых весьма распространенных в природе условиях обеспечивает гораздо большую вероятность репликации своих собственных генов, чем если бы все её братья и сёстры погибли, а она бы спаслась, плодилась и размножалась.
Таким образом, генам "может быть выгодно", чтобы некоторые организмы жертвовали своим репродуктивным успехом (не обязательно жизнью). Гены "остаются эгоистами", которые "могут жертвовать" отдельными организмами и их благом ради своего блага - увеличенной вероятности репликации. Эгоистичным генам может быть выгоден альтруизм.
В теоретической биологии организмоцентричная точка зрения появилась раньше (до генетики) и является приближением к более точной геноцентричной. Геноцентричная позволяет описать причины и эгоистического, и альтруистического поведения особей, а организмоцентричная испытывает большие сложности с объяснением альтруизма.
Смотрите теорию родственного отбора (
kin selection). Основоположники: Фишер, Холдейн, Гамильтон, Мейнард Смит.
Докинз донес эти идеи до широкой (научной, в первую очередь) публики.