И только после подробного изучения алгебры, понятий изоморфизма и теории расширений полей можно понять смысл комплексных чисел.
Смысл комплексных чисел я понял, прочитав книжку Арнольда "Геометрия комплексных чисел, кватернионов и спинов". Потом ещё почитал работы первооткрывателей . Потом у меня был какое-то время опыт преподавания факультатива в школе. Не слишком удачный. Я-то думал, что надо только как следует всё объяснить. Оказалось, что всё упирается в социальные моменты, умение "построить", грубо говоря.
Но вот как раз про комплексные числа я однажды рассказывал на "летнем лагере" и мне показалось, что это было хорошо. Там было несколько классов, примерно 5-6, 7-8, 9-10. Рассказывал я всем одно и то же. Это было уже лето, они уже на каникулах были и приходили просто послушать, что им интересненького скажут. Вот самым младшим было интереснее всего. Посреди моей речи у меня попросили бумагу и карандаши, чтобы записывать. Такой педагогический успех, случившийся у меня раз в жизни. Следующему возрасту уже было меньше интересно, самым старшим вообще было не до меня. Такое у меня было впечатление.
Чтобы понимать, что такое комплексные числа, достаточно вникнуть в один-единственный удивительный факт. Что геометрическая операция --- перемножение длин и сложение углов, даёт ровно тот же самый результат, что операция алгебраическая, раскрытие скобок
. Всё остальное --- выводы, которые из этого получаются. Сам подход у первооткрывателей получался так: домножение на
трактовалось как поворот на
градусов. Тогда умножение на
можно трактовать как поворот на 90 градусов и ещё одно такое же умножение как ещё один поворот на 90 градусов. Одна из версий новых чисел была с четыремя единицами, в каждом направлении своя единица (в направлении
, в направлении
, в направлении
и в направлении
). Сейчас уже подзабыл.
Если про свои школьные годы вспоминать, формально основные факты я знал, но единой картины не было в голове. Откуда она берётся, эта единая картина, вот вопрос вопросов. Всегда есть опасность, что новые знания так и останутся набором разрозненных фактов. В виде набора правил в школе не нужно специально о комплексных числах рассказывать. Но основное, связь алгебраической и геометрической интерпретации, по-моему стоило бы сказать, хотя бы мелким шрифтом где-нибудь на полях, для желающих понять чуть больше. Может оно и сказано где-то, а просто пока сам не ткнёшься, не понимаешь что тебе как раз пытались объяснить то самое, что ты не понимал.