2014 dxdy logo

Научный форум dxdy

Математика, Физика, Computer Science, Machine Learning, LaTeX, Механика и Техника, Химия,
Биология и Медицина, Экономика и Финансовая Математика, Гуманитарные науки




Начать новую тему Ответить на тему На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение16.12.2017, 13:09 
Заслуженный участник


28/12/12
7930
Не скажу за математику, а вот в физике при рассмотрении колебаний и, особенно, цепей переменного тока комплексные числа весьма полезны.
Правда, это все опыт преподавания в физматшколе, не в обычной.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение16.12.2017, 14:23 
Заслуженный участник


09/05/12
25179
DimaM в сообщении #1275374 писал(а):
Не скажу за математику, а вот в физике при рассмотрении колебаний и, особенно, цепей переменного тока комплексные числа весьма полезны.
А там уже можно: это скорее граница между 10-11 классами, к этому моменту из тригонометрических преобразований уже выжато все. В свое время, кода комплексные числа входили в общую программу, они примерно там и появлялись.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение16.12.2017, 14:54 


05/09/16
12058
Pulseofmalstrem в сообщении #1275242 писал(а):
как Вы думаете не лучше бы ознакомить детей в этом возрасте с комплексными числами, а затем с их помощью научить детей и тригонометрии

Я думаю, что не лучше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение16.12.2017, 16:27 


08/12/17
340
Pulseofmalstrem в сообщении #1275261 писал(а):
Зато комплексные числа могут стать прекрасным способ демонстрации красоты математики, а также неплохим мостиком к линейной алгебре, помимо традиционной геометрии.

Только сначала надо разобраться, кому вы собрались эту красоту демонстрировать, и в состоянии ли подопытные ее оценить. В физмат школе это, может, и пройдет. Но все, чего вы добьетесь в обычной - это дадите еще один повод ненавидеть математику и прогуливать уроки. Если один ученик из класса это оценит - можете считать, что эксперимент удался, зато все остальные станут понимать еще меньше.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение16.12.2017, 16:38 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Кстати, никто не вспомнил одно из наиболее красочных вероятных следствий: сильное увеличение масштабов ругани по поводу места ударения в ко́мпле́ксные.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение16.12.2017, 16:39 
Аватара пользователя


09/10/15
4227
где-то на диком Западе. У самого синего моря.
Ну а это еще вопрос.
В принципе ведь детей учат множествам чисел в средних классах.
Вводят понятия целых чисел, вещественных, рациональных, иррациональных.
Пока еще не так строго, как в теории функций вещественной переменной. Делается это с помощью наглядных представлений о дробях или вещественной оси (графически).
Мне кажется, в этот момент можно дать и вводную в виде комплексных чисел и арифметических операций над ними. Алгебраически и графически (в виде векторов).
Честно говоря непонятно пока, какие примеры использования им предложить. Но по крайней мере не будет того временного разрыва между вещественными и комплексными числами, который мы наблюдаем сейчас. Углы они проходят примерно тогда же, когда и множества чисел, так что можно и наглядно демонстрировать арифметические операции графическим способом. По крайней мере в этом возрасте они воспримут комплексные числа, как нечто естетсвенное, как и все остальное, что им подсовывают взрослые. И потом у них не будет ощущения, что комплексные числа - это нечто совсем искусственное.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение16.12.2017, 16:45 


05/09/16
12058
fred1996 в сообщении #1275408 писал(а):
И потом у них не будет ощущения, что комплексные числа - это нечто совсем искусственное.

А чем плохо это ощущение? Ну вот например у меня оно такое и есть. Я не математик и не физик, образование (радио)техническое.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение16.12.2017, 18:27 


16/12/14
472
wrest
С одной стороны в прикладных вопросах они действительно смотрятся искусственно, так как мы привыкаем со школы мыслить числовую прямую, и интуитивно связываем числа с количеством (так или иначе), чему способствует наличие порядка на множестве вещественных чисел. Однако с алгебраической точки зрения комплексные числа самые правильные, так как алгебраически замкнуты.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение16.12.2017, 23:03 


05/09/16
12058
Pulseofmalstrem в сообщении #1275439 писал(а):
Однако с алгебраической точки зрения комплексные числа самые правильные, так как алгебраически замкнуты.

А при чем тут школа и школьники?

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение17.12.2017, 02:23 


16/12/14
472
wrest
Тут все зависит от того, что именно мы хотим от школьного образования: если мы хотим просто заставить детей порешать задачки и поупражнять мозги - то вообще нет разницы чему учить, если хотим дать какое-то общее обозрение того что есть - тогда надо этой темы касаться, если же мы хотим дать "бытовую математику", то тогда пожалуй, и тригонометрия не слишком-то и важна. Мне кажется, что школьный курс тригонометрии просто историческая данность, ведь есть много других не слишком сложных разделов, где так же можно откопать множество простых задач.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение17.12.2017, 02:27 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Pulseofmalstrem в сообщении #1275615 писал(а):
Мне кажется, что школьный курс тригонометрии просто историческая данность

Ну да... Вот с таким настроем и приходят на первый курс студенты, не знающие формул понижения степени, формул сложения и подобных формул "джентльменского набора". Они не знают, как выглядит график, скажем, арктангенса, без колебаний называют (не)чётным арккосинус (и обращаются с ним соответственно) и т.д. Да, может быть, в школе тригонометрии многовато, но назвать её данью истории... Нет!

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение17.12.2017, 02:35 


16/12/14
472
Metford
Зато если они будут знать формулу Эйлера и формулу Муавра, а также бином Ньютона - то они получать все эти формулы на любом экзамене проще простого, даже не прибегая к шпаргалкам. А может быть и вовсе уклонятся от использования косинусов и синусов, если это возможно, как например в случае с комплексной аплитудой при рассмотрении колебаний.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение17.12.2017, 02:51 
Заслуженный участник
Аватара пользователя


06/04/13
1916
Москва
Вы знаете, я всегда выступал за то, чтобы помнить только минимум, а остальное - по желанию. Но это должен быть разумный минимум, десяток тригонометрических формул в него спокойно помещается - время экономится невероятно. А то так давайте вообще ограничимся аксиомами, а? Красота же - и главное, всё выведется.
Pulseofmalstrem в сообщении #1275619 писал(а):
А может быть и вовсе уклонятся от использования косинусов и синусов, если это возможно

Зачем? Да и странный запрет - не пользоваться несколькими стандартными элементарными функциями, изученными вдоль и поперёк. К чему этот минимализм? Разнообразие методов - всегда лучше. И это не противоречит знанию бинома Ньютона - для самых разнообразных целей.

В общем, признавайтесь: Вас в школе замучили тригонометрией, и теперь есть неодолимое желание ей отомстить? :-)

Если же по теме, то в школе легко можно было бы найти место для комплексных чисел - в смысле "найти время для них". Не сложнее, чем работа с иррациональными числами с задачами типа исключения иррациональности из знаменателя. Другое дело, нужно ли?.. Не знаю даже... Я в школе о них знал и даже применял тайком, когда лень было вспоминать какой-нибудь синус тройного угла. А с другой стороны, этот же синус я спокойно выводил и через тригонометрию чистую. Правильно здесь говорили о том, что естественно было бы распространить степень и логарифм на "новые" числа, а это уже не так просто. Например, в школе ведь оперируют арифметическим квадратным корнем, который принимает только положительные значения. А тут неожиданно окажется, что это некое искусственное ограничение. Обычно это прозрение приходится на институт ("забудьте, что вам говорили в школе..."). Но когда в одних и тех же стенах сначала говорят одно, а потом - прямо противоположное...
Так что, наверное, в школе можно обойтись и без комплексных чисел. Разве что на факультативе где-нибудь силами энтузиаста-учителя для энтузиастов-учеников.

P.S. А видеть в комплексных числах инструмент для обучения тригонометрии - это "всё равно, что использовать логарифмическую линейку для забивания гвоздей". Мне так думается.

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение18.12.2017, 07:18 
Заслуженный участник


27/04/09
28128
Metford в сообщении #1275618 писал(а):
Вот с таким настроем и приходят на первый курс студенты, не знающие формул понижения степени, формул сложения и подобных формул "джентльменского набора". Они не знают, как выглядит график, скажем, арктангенса, без колебаний называют (не)чётным арккосинус (и обращаются с ним соответственно) и т.д.
Да ладно, это же не всё содержание школьной тригонометрии. Там ещё куча всяких непонятных длинных уравнений, а мнемонику для формул приведения и других полезных вещей при этом никто не приводит. Но если убрать длинные уравнения, ЕГЭ, говорят, будет нечем заполнять. :? (Хотя это всё слухи, меня там давно не было, не имею понятия.)

 Профиль  
                  
 
 Re: Комплексные числа в школе
Сообщение18.12.2017, 10:33 


05/09/16
12058
Pulseofmalstrem в сообщении #1275615 писал(а):
Тут все зависит от того, что именно мы хотим от школьного образования: если мы хотим просто заставить детей порешать задачки и поупражнять мозги - то вообще нет разницы чему учить, если хотим дать какое-то общее обозрение того что есть - тогда надо этой темы касаться, если же мы хотим дать "бытовую математику", то тогда пожалуй, и тригонометрия не слишком-то и важна.

Вот вы дали три альтернативы.
1. "Просто заставить"
2. "Дать общее обозрение"
3. "Не только комплексные числа, но и тригонометрия не важна (читай: не нужна)"

Две из трех сформулированы негативно, и вы как бы подталкиваете читателя к тому, что верная альтернатива -- номер 2.
При этом вы как бы сжимаете школьное образование до математики, как будто других предметов нет.

А меж тем, синусы и косинусы широко используются в той же физике: например в механике при вычислении проекций сил, скоростей, импульсов на координатные оси. И там применяется именно тригонометрический подход, когда синус/косинус/тангенс это отношение длин сторон в прямоугольном треугольнике. Куда вы там приткнёте комплексные числа чтобы они вставились естественным образом, непонятно.

 Профиль  
                  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 39 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.

Модераторы: Модераторы, Супермодераторы



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group