Здравствуйте! Я думаю, на этом форуме много людей, преподающих в вузах. Вопрос: как бы вы отреагировали, если бы в самый разгар лекции к вам в аудиторию зашёл человек с пакетом из макдональдса на голове (чтобы не было видно лица), взял тряпочку и начал бы методично стирать с доски все написанное за полпары? Возможно, после этих действий он ещё бы побегал по свободным партам, затем исчез.
Ну, конкретно описанная ситуация мне страшной не представляется. У меня на занятиях доска обновляется очень часто, так что стирание всего записанного на доске катастрофой не стало бы: потратить на восстановление пришлось бы всего несколько минут, а может и совсем не пришлось бы (здесь это оффтоп, но я практически уверен, что именно так и должно быть на любой хорошей лекции по любому предмету). Наверное, я бы просто посмеялся вместе со студентами.
А можно ещё тогда встречный (и более простой вопрос)? Как можно поддерживать дисциплину в аудитории (небольшой), чтобы хотя бы не так громко разговаривали? Естественно, без крика и репрессий?
Может, мне как-то очень необычно повезло, но на моих лекциях, чаще всего, студенты не разговаривают совсем.
Мне кажется, что если такая проблема всё-таки возникает, нужно вот что:
1) Разрешить студентам пропускать лекции в любом количестве без каких-либо последствий для себя. Этот пункт самый важный, и его я считаю обязательным в любом случае. Потому что можно обязать студента посещать лекции, но всё равно нельзя обязать его слушать; а значит, любая обязаловка заведомо бессмысленна. Если студент не хочет ходить на лекции, пусть не ходит - вдруг ему удобнее заниматься дома по учебнику. На зачёте или экзамене его следует спрашивать точно так же, как всех остальных.
Лекция - это услуга, которую преподаватель оказывает студентам; если человек добровольно отказывается от этой услуги - ну, его дело (хотя он поступает вряд ли разумно, но это ему решать).
1а) Что делать, если посещения/непосещения учитываются в журнале, а потом злостным прогульщикам влетает от деканата (вне зависимости от мнения преподавателя на этот счёт). Всё просто: кто присутствует, а кто отсутствует - обычно определяется старостой. Преподавателю стоит сказать в начале курса, что он не против, если кто-нибудь договорится со старостой и будет пропускать лекции, не получая за это "Н"-ки.
1б) А вдруг после этого никто не будет ходить на лекции? Нет, будут! - если, во-первых, лекции будут интересными, а во-вторых, полезными для понимания и успешной сдачи зачёта/экзамена - то есть будут включать не просто нудное изложение доказательств теорем, которые можно (и даже нужно) и дома в учебнике посмотреть - а будут сопровождаться неформальными популярными объяснениями, что к чему.
2) Тех, кто всё-таки ведёт себя некорректно - вызывать к доске, пусть даже лекция, и предлагать решить простейший пример или ответить на вопрос по изученному материалу. На самом деле, на мой взгляд, вызывать к доске стоит не только нарушителей, но и любых студентов на любой лекции - от этого никогда хуже не будет. Но если есть нарушители, то их спрашивать обязательно.
3) Выгонять из аудитории. Просто с самой первой лекции дать понять, что шума на своих занятиях не потерпите. А то привыкают, что так можно, и потом не отучить.
4) Нарушителей заносить в "чёрный список", на зачёте и экзамене спрашивать их более тщательно. Дать, однако, возможность удаления из этого списка любому туда попавшему - если он: а) перестаёт нарушать дисциплину; б) и плюс к этому выполняет какое-то индивидуальное задание.
5) В крайнем случае: уйти из аудитории самому (конечно, это крайний случай, и часто его не получится применять). Либо не уходить, но и лекцию не вести, задать изучить этот материал по учебнику, а на следующем занятии устроить опрос или контрольную. Перекрикивать кого бы то ни было - не пристало преподавателю, и студенты должны это понять. Если они не слушают, лекция не состоится, и всё.